Тапер на час, легенда на века

В день своего 60-летия симфонический оркестр Белтелерадиокомпании выступит в неожиданном амплуа

Они единственные в стране, которым по статусу положено и гарантировано право играть классику на телеэкране и в радиоэфире. А еще — именно за ними почетная обязанность оставлять в веках звукозаписи больших концертов и премьеры наших композиторов. Одному из авторитетнейших и именитых национальных коллективов — симфоническому оркестру Белтелерадиокомпании исполняется 60 лет. В профессиональной команде музыкантов менялись поколения, возникали династии и рождались имена, которые потом начинали сольную карьеру.

К своему юбилею они еще раз докажут, что классика вечна и, более того, способна принять самый неожиданный оборот. Сегодня вечером симфонический оркестр Белтелерадиокомпании будет аккомпанировать… хоккейному матчу. В самой масштабной студии на Макаенка, 9 — в «шестисотке» артисты своим концертом поздравят более молодых юбиляров и коллег. Телеканалу «Беларусь-5», единственному спортивному телеканалу в нашей стране, — год, и как поздравление — оригинальная программа, соединившая музыку Бизе, Чайковского, Штрауса и состязание хоккеистов. Симфонический коллектив БТ — в роли тапера. К оригинальному эксперименту музыканты, представляющие консервативный жанр, отнеслись вдохновенно и с энтузиазмом.

— В истории оркестра это что-то совершенно новое. И для нашего спорта — первое живое музыкальное сопровождение. Но в мире подобные эксперименты практикуют давно, и мы решили, что пора бы догонять современные тенденции. Это шоу в сопровождении классики, причем мы подобрали самую узнаваемую: европейские шлягеры Верди, Шопена, всемирно известную русскую музыку и по традиции произведения белорусских композиторов: Солтана, Глебова, Смольского, — поделился секретами проекта художественный руководитель и главный дирижер оркестра Белтелерадиокомпании Вячеслав Чернухо-Волич (на снимке).

К слову, свой юбилей самый многочисленный музыкальный коллектив Белтелерадиокомпании встречает с новым маэстро. Вернее, известным больше по оперным постановкам. Обладатель медали Франциска Скорины, дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси и приглашенный дирижер многочисленных театров ближнего и дальнего зарубежья Чернухо-Волич и сегодня не оставляет театр, занят во многих репертуарных спектаклях. Но вместе с тем опытный руководитель и музыкант согласился встать у руля телевизионного коллектива и вдохнуть в него новую жизнь:

— Оркестр Белтелерадиокомпании — один из старейших в стране. У него хорошие традиции. Сильные музыканты. Особенно выделю сегодня группу духовых инструментов — очень талантливые и техничные молодые ребята. В целом команда слаженная и по сегодняшний день выполняет такую ответственную задачу, как звукозапись. Популяризирует классическую музыку в теле- и радиоэфире. Самыми «золотыми» годами в биографии оркестра были те, когда им руководил Борис Райский. Человек-легенда, личность, он поднял авторитет коллектива на высокий пьедестал. С годами это, может, чуть-чуть потерялось, но я лично, как новый руководитель, хотел бы вернуть оркестру былую славу. Это моя главная задача.

С именем Бориса Ипполитовича Райского оркестр Белтелерадиокомпании связывают тридцать славных лет. Не только отечественные исполнители, но и композиторы вспоминают годы его работы с коллективом БТ как самые плодотворные. Не было ни одного национального автора и ни одного белорусского произведения, которые бы Райский не озвучил в репертуаре телерадиооркестра. Пропагандист своего, популяризатор отечественного искусства. Хотя сам не белорус, по корням русский, родился в Китае, долгое время там и жил, начинал карьеру как музыкант в Шанхае и Харбине. В Беларусь Райский попал уже сложившимся музыкантом, играющим джаз (за что и потерпел в свое время: был арестован по доносу и отсидел на Дальнем Востоке). В Минске Райский начинал как руководитель оркестра цирка. Правда, тогда-то еще и цирка стационарного не было, только шапито. Но дирижер и в такой ситуации сумел принести славу своему коллективу. А поскольку по образованию он был музыкантом все-таки классическим и крупную симфоническую форму любил не меньше джаза, то в 60-х с большим энтузиазмом возглавил концертно-эстрадный оркестр Белорусского радио и телевидения.

Симфонический оркестр Белтелерадиокомпании во время
выступления в Концертном зале имени Чайковского, 2010 г

В свое время в этом коллективе посчастливилось играть народному артисту Беларуси Александру Тихановичу:

— Хорошо помню Райского. Он хотел ввести в оркестр тубу, но поскольку ее не было, мне пришлось играть ее партии на тромбоне. Музыкант он был с тонким слухом и очень строгий. Слышал любые недочеты и выговаривал очень жестко, если что-то у кого-то не получалось. Он понимал, что мы играем на радио, на телевидении и наша аудитория намного больше любого зала. Один из величайших музыкантов современности Райский оставил в радио- и телевизионных фондах многочисленные и очень качественные музыкальные записи.

Эстафету Райского в разные годы подхватывали разные дирижеры. Не меньшая легенда — народный артист России и заслуженный артист Беларуси Геннадий Проваторов. Оркестр БГТРК приглашал маэстро из Польши, Германии, Австрии. Среди приглашенных дирижеров коллектива и знаменитый музыкант из Боливарианской Республики Венесуэлы Херардо Эстрада. Все зарубежные гости (не только дирижеры, но и солисты, часто выступающие с оркестром телевидения и радио) отмечали и отмечают высокий уровень подготовки музыкантов. Их тонкий вкус и умение играть разнообразную музыку. На самом деле оркестр универсален. И уникален, потому что в максимально сжатые сроки способен оперативно осваивать десятки новых партитур. Симфонический оркестр Белтелерадиокомпании — частый гость за рубежом и музыкальную дипломатию осуществляет по всем уголкам планеты.

Впереди у коллектива новые десятилетия. Новый репертуар, но неизменный статус. Он — визитка не только национального искусства, радио и телевидения, но и визитная карточка всей страны.

Алеся ВЛАДИМИРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...