Заслуженный любительский коллектив Беларуси образцовый ансамбль танца «Лялечки» не перестает удивлять

Танцы вне времени

Солнечные детки. Бриллиант в короне искусства страны. Все это об ансамбле «Лялечки». Как к нему пришел успех?

Юным одаренным танцорам в разные времена рукоплескало едва ли не полмира. Их награждали самыми громкими эпитетами. Что позволяет коллективу с Гродненщины оставаться всегда молодым и удивлять зрителя.

Ансамбль танца «Лялечки» Обуховского центра культуры и досуга.

Секрет обновления

На сцене 45 лет. Порядка 400 ребят за это время прошли через прославленный коллектив. И все эти годы им руководит один человек — Надежда Урюкина.

Когда я озвучиваю бессменному руководителю коллектива Надежде Урюкиной мысль о второй маме, та в ответ только смеется, а потом уточняет:

— Скорее бабушка! У меня внучке в сентябре будет 15 лет, внуку — 11. И вообще, по натуре я ярко выраженный оптимист, вдохновение черпаю в людях и окружающем мире. Родилась в первый день весны, так что обожаю наблюдать, как просыпается, обновляется и расцветает природа. И все вокруг цветет и благоухает.

Уроженка Добруша, она поступила в Гродненское культ­просветучилище, окончив которое распределилась в Вертелишки. Возглавила ансамбль песни и танца «Нива», вскоре он получил звание «Народный». А затем, в 1977 году, вслед за мужем Надежда Ивановна переехала в тогда еще деревню Обухово.

И закипела напряженная ежедневная работа… Ее итог — звание Почетного гражданина Гродненского района. Надежда Ивановна также занесена в Книгу Славы Гродненской области, является заслуженным деятелем культуры Республики Беларусь, а в 2011 году получила звание «Человек года Гродненщины».

Руководитель коллектива Надежда Урюкина.

Сотни грамот, дипломов, медалей, кубков… О секрете успеха собеседница говорит так:

— Нужно постоянно работать над собой, расти, развиваться, пахать стиснув зубы, когда уже, казалось бы, нет сил. Только тогда придет успех. Я все время нахожусь в движении и искренне надеюсь, что старость меня дома не застанет. И знаете что? Самое главное в моей работе — не грамоты и дипломы, а счастливый блеск детских глаз. Я в восторге от наблюдения, как неуклюжий буквально на глазах становится гибким и ловким, застенчивый — смелым, худой и тощий — мускулистым парнем с рельефным торсом. Через мои руки прошли чуть ли не четыре сотни мальчишек и девчонок, большинство из них получили высшее образование и стали достойными людьми, уважаемыми в обществе. Вот это действительно достижение.

Проходных номеров не бывает

О воспитании. Мальчишек и девчонок воспитывают родители — раз! В школе этот творческий процесс продолжается — это два. И наконец, на репетициях тщательно дошлифовывают художественный руководитель ансамбля и балетмейстер — три!

И еще одно наблюдение. Многие подметили, в общем-то, очевидное: у «Лялечек» попросту нет проходных номеров. Они все яркие и неповторимые. Секрет внешне прост. Максимальная концентрация, стремление к гармонии и успеху, целеустремленность. Дружеские отношения в коллективе. Но без труда и литров пролитого на репетициях пота ничего бы не вышло. И это аксиома.

Я смотрел выступления «Лялечек» десятки раз. Если коротко: не надоедало! И в зале, и на открытых площадках, и будучи школьником, и скажем так, зрелым дядей.

К слову, о балетмейстере. Татьяна Урбанович официально в «Лялечках» уже 23 года.

— Неофициально — как минимум 43! Мама, основатель и идейный вдохновитель коллектива, вынуждена была брать меня на репетиции. Детки качали меня на руках, давали бутылочку и соску. И именно там, среди прыгающих и танцующих ребят-школьников, я сделала свои первые шаги и набила первые шишки. Теперь сама ставлю номера. «Подсматриваю» их, как правило, в повседневной жизни.

Балетмейстер-постановщик Татьяна Урбанович.

Татьяна говорит, что отношения с подопечными состоят из двух уровней:

— До начала репетиции и сразу же после нее мы с Надеждой Ивановной для девочек и мальчиков добрые и надежные друзья. С нами запросто можно посекретничать, поделиться чем-то сокровенным, посоветоваться наконец по тем или иным житейским вопросам и ситуациям. Однако как только началась репетиция — стоп! Теперь уже к детям мы относимся со всей строгостью взрослых. Иначе нельзя!

Татьяна Олеговна признается, что в ансамбль принимают всех детей и даже тех, кто совсем не умеет танцевать и не имеет музыкального слуха:

— Но проходит год, два, три, и они преображаются! Удивительное дело: талант дремлет у многих, просто надо дать ему возможность себя проявить… Зачастую впоследствии родители, наблюдая из зала за красочной театрализованной постановкой, даже не верят, что так блистать может их сын или дочь.

Долгое время Татьяна сама танцевала в «Лялечках», теперь учит этому мальчишек и девчонок из агрогородка Обухово. Дважды становилась президентским стипендиатом, обладатель премии имени Героя Беларуси Александра Дубко, «Человек года». Занесена в Большую международную энциклопедию «Кто есть Кто».

Язык танца универсален, он не требует перевода. Поэтому искренние и открытые обуховские «Лялечки» везде выступают при аншлаге и под гром аплодисментов.

Главное — дети сближаются, старшие трогательно опекают малышей. И став взрослыми, вчерашние пацаны и девчонки проносят эту дружбу через годы и десятилетия. Потом приводят в центр культуры и творчества агрогородка Обухово своих детей. Чудо по имени «Лялечки» продолжается!..

В ТЕМУ

Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь образцовый ансамбль танца «Лялечки» создан в 1977 году. В нем занимается около 60 девочек и мальчиков в возрасте от 5 до 17 лет. Для большинства из них ансамбль стал не только школой хореографического мастерства, но и второй семьей, в которой учатся дружбе и взаимопониманию.

В творческом арсенале прославленного коллектива — порядка 70 хореографических постановок. Их мини-балет «Дюймовочка», хореографические постановки «Маленькая страна», «Пернаты балаган», «Гуканне вясны», «Вясковыя замалёўкi», «Фарбы роднай Беларусi», «Мультляндия», «Детство», «Журавли», «Девичьи грезы», хореографический мюзикл «Муха-цокотуха» и многие другие на ура воспринимались не только в наших городах и селах, но и в России, Турции, Германии, Сербии, Болгарии и даже в экзотическом Катаре.

kozyrev@sb.b
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter