Самый гастролирующий, самый массовый, самый поющий: в преддверии Всемирного дня балета Большой театр Беларуси поделился занимательной статистикой

Танцы плюс

Сегодня все поклонники самого изящного из искусств вместе с любимыми артистами отмечают красивый праздник — Всемирный день балета. Главная балетная сокровищница нашей страны, Большой театр Беларуси, растянет праздничную программу до конца месяца, громким финалом которой станет сказочная премьера — спектакль «Конек-Горбунок», где проследим за почерком сразу трех классиков: писателя П. Ершова, композитора Р. Щедрина и балетмейстера Ю. Трояна. Новинку, которая обещает стать самой яркой и незаурядной в отечественном балетном репертуаре, официально представят зрителям 30 и 31 октября.


О других спектаклях, которые числятся в неофициальном рейтинге «самых-самых», — в новой занимательной статистике Большого. От себя добавим: все эти постановки идут в текущем репертуаре, изучайте афишу и запасайтесь билетами. 
Всемирный день балета Большой театр Беларуси отметит… оперой, но с приглашенной звездой в главной роли. Сегодня вечером в партии Макбета в одноименной опере Джузеппе Верди выйдет баритон Мариинского театра Владислав Сулимский, один из лучших исполнителей вердиевских спектаклей в мире. 

Самый масштабный и густонаселенный: «Корсар» Адольфа Адана


Только представьте: более 120 человек на сцене одновременно! В белорусской версии «Корсара» задействовано 80 артистов балета, 16 учеников хорео­графической гимназии-колледжа, миманс. И кстати, количество тут равно качеству: не зря всю свою сценическую жизнь «Корсар» слывет надежным кассовым хитом. Премьера нынешней, третьей по счету, версии прошла в октябре 2017-го. Рассказывают, что балетмейстер Мариинского театра Вячеслав Хомяков, к которому руководство Большого тогда обратилось с предложением осуществить постановку балета, сначала осторожно ответил: «Будет корабль — будет и спектакль…» Но театр пошел еще дальше — для нового балета были построены сразу несколько ­кораблей. 

Самый живучий: «Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Щедрина

Первый спектакль Валентина Елизарьева до сих пор не сходит с афиш Большого. Премьера балета в Минске состоялась в марте 1974-го. В московской «Кармен-сюите» в те годы блистала Майя Плисецкая, но белорусская постановка — это совсем другая история. Валентин Елизарьев долго искал свой сюжет. И в конце концов нашел. Но не у французского писателя Проспера Мериме, а у русского поэта Александра Блока, чей цикл стихотворений «Кармен» лег в основу минской постановки. За эти годы в ней станцевали все главные звезды нашей сцены: Людмила Бржозовская (первая Кармен в истории белорусского балета), Татьяна Ершова, Татьяна Шеметовец, Ольга Гайко, Марина Вежновец, Ирина Еромкина... В 2019-м спектакль был возобновлен — и по-прежнему раз за разом собирает полный зал благодарных зрителей.

Самый гастролирующий: «Щелкунчик» Петра Чайковского


В допандемийные времена балетная труппа Большого театра Беларуси ежегодно отправлялась в многодневный танцевальный вояж. В новогодние и рождественские дни зарубежным зрителям показывали, конечно, «Щелкунчика» — этот балет Чайковского, напомним, дают исключительно зимой. И каждый год его позиции только укрепляются, красивый спектакль с мечтой об идеальном счастье любим зрителями по всему миру. За эти годы сказку Гофмана в хореографическом переложении белорусской труппы увидели жители всех крупных городов Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Швейцарии. 

Самое большое количество показов: «Сотворение мира» Андрея Петрова 


Балет советского композитора Андрея Петрова в постановке Валентина Елизарьева появился в репертуаре в 1976 году и мгновенно стал хитом, радикально обновившим политику белорусского Большого театра. Два года назад спектакль вернулся в новой хореографической версии — и снова начал претендовать на актуальность. В октябре 2020-го артисты вышли на сцену в трехсотый раз: показ, приуроченный к Международному дню музыки, стал юбилейным. 

Самый поющий: «Пер Гюнт» Эдварда Грига 


Один из немногих хореографических спектаклей, в котором задействованы артисты оперы. В балете с крепко ощутимым нравственным посылом и дивной музыкой знаменитого норвежца Эдварда Грига поет в том числе главная героиня Сольвейг. Специально для спектакля эту вокальную партию разучили пять артисток сопрано. Тролли и бездомные в балете молодого хореографа Сергея Микеля, кстати, тоже поют: артисты оперной труппы выходят на сцену на равных с танцовщиками. 

Самый популярный: «Лебединое озеро» Петра Чайковского 


Главный русский балетный шлягер отсутствовал на афишах Большого ровно пять месяцев, прежде чем в мае снова вернуться на сцену. Напомним, свою редакцию всемирной классики зрителям представил народный артист ­СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Балет подали как премьеру: автор не только внес в спектакль несколько важных поправок, проведя серьезную исследовательскую работу, но и пригласил к участию Татьяну Шеметовец. Экс-прима Большого, блистательная танцовщица (а сегодня — заведующая балетной труппой театра) вышла на сцену спустя почти 10 лет. Все вкупе это по-прежнему гарантирует и хорошую кассу, и успех у зрителей, поэтому билеты на «Лебединое» всегда нужно брать заранее. 

leonovich@sb.by

Фото Большого театра Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter