Куда может занести гололедица

Танцы на льду

Мороз и оттепель, плюс и минус, снег и дождь… Нынешняя зима для водителя — лучше всякой школы экстремального вождения. Правда, во втором случае занятия проходят на просторной площадке, а рядом есть надежный инструктор, который вовремя подскажет, как действовать. В “полевых” же условиях волей-неволей приходится становиться в поле воином. С маленькой, но существенной поправкой: вокруг полно людей, транспортных средств и травмоопасных препятствий. Что делать?

Фото Артура Прупаса

Признаюсь, несколько дней назад сам едва не попал в “замес” на пустом месте. Раннее утро, туман, на ветках деревьев наледь. Троллейбус спереди “празднично искрил рогами” по проводам. Это отвлекло. На закруглении дороги в Уручье я, как сказали бы сотрудники Госавтоинспекции, “неверно выбрал скорость движения и допустил занос в левую по ходу движения сторону проезжей части”. Если по-простому, по-шоферски — “потерял” дорогу и едва не вылетел на встречку, где вполне мог бы “поймать” безвинного бедолагу в лоб.

Все закончилось благополучно. Скажу по секрету — сказалось обучение на специализированных курсах. Но когда отдышался, вдруг нестерпимо захотелось поделиться некоторыми тонкостями маневрирования в условиях гололедицы. Поехали!

auto-dor.com

Правило первое. В большинстве случаев заметить или предугадать обледенение дороги практически невозможно, поэтому в подозрительных погодных условиях нужно держать ухо востро и не расслабляться. Что такое гололедица? Тонкий налет замерзшей воды на поверхности дороги. Часто такие “зеркала” появляются даже на оживленных трассах где-нибудь на возвышенностях. Вроде за бортом и около нуля, и полотно хорошо раскатано машинами, но на пригорке подул ветер и в считанные минуты превратил кашу в лед. Наверняка многие автолюбители хотя бы раз видели последствия такого явления — на одном пятачке дороги машины одна за другой теряют управление, устраивая настоящее столпотворение.

Правило второе. Лед не терпит резких движений, занос легче предотвратить, чем справляться с последствиями. Неожиданно выкатившись на “зеркало”, скорее всего, машина сама подскажет, что сцепление колес с дорогой стало минимальным. Если авто оборудовано ESP — системой курсовой устойчивости или по-народному антипробуксовочной системой, на панели начнет высвечиваться соответствующий значок. Увидели его — знайте, что машина пытается справиться с заносом, какое-то из колес пробуксовывает. Второй “звоночек” гололедицы — при нажатии на педаль акселератора обороты двигателя увеличиваются, он начинает подвывать, а вот скорость остается прежней, колеса просто “шлифуют”. При этом машина начинает “плавать” из стороны в сторону. В любом случае нельзя делать резких движений. Не нажимайте резко на педали, руль держите ровно. Скорость снижайте торможением коробкой передач. Главная задача — максимально спокойно и прямолинейно преодолеть замороженный участок.

Правило третье. Всегда помните, какой тип привода у вашего автомобиля. Представим, что неприятность все же случилась — машина сорвалась в занос. Попытайтесь сделать его управляемым, “послушным” вашей воле. Здесь не нужно полагаться на интуицию, гадать, действовать наобум. Наоборот, весь процесс построен на четком выполнении ряда действий. Вообще, как учат в школах по контраварийному вождению, выход из заноса и стабилизация машины на проезжей части сродни решению математически точного уравнения, где чаще всего единственной переменной является вид привода конкретно вашей машины — задний, передний или полный.

В первом случае последовательность действий такая. При заносе задней части машины нужно быстро выкрутить руль в ту же сторону. При этом обязательно убрать ногу с педали тормоза. После того как скорость снизится, можно стабилизировать машину, поворачивая колеса в сторону основного направления. Почему на уходящем в занос заднеприводном автомобиле нельзя газовать? Все просто — ведущие задние колеса “толкают” авто вперед. Если в неуправляемом заносе поддать газку, корма по малой окружности быстро “обгонит” передок, заставив машину не слишком изящно сделать разворот на пятачке.

С переднеприводной тачкой обхождение в экстремальной ситуации несколько иное, хотя первичные действия такие же — нужно крутить руль в сторону заноса. Но ногу с педали акселератора не убирать. Наоборот, можно прибавить обороты. Как это действует? Передние ведущие колеса “тянут” машину. Нужно заставить передок машины “убегать” от кормы, тем самым “вытягивая” из заноса и стабилизируя ласточку на дороге.

Наконец, самое выигрышное положение на льду занимают водители полноприводных машин. Априори транспортное средство со всеми постоянно ведущими колесами поддерживает лучшее сцепление с дорогой, отличается лучшей проходимостью и устойчивостью при сравнимой динамике. Если же занос каким-то образом случился — расслабьтесь! Причем в прямом смысле слова. Ослабьте нажим на педаль газа, плавно нажмите на тормоз, руль держите прямо. Все остальное техника сделает за вас.

Вообще, неплохо было бы изучить своеобразную памятку, которую методом проб и ошибок, а в ряде случаев и кровью давно разработали в Госавтоинспекции. Не превышайте скорость, не зря говорится: тише едешь — дальше будешь. Держите безопасную дистанцию — мгновенно остановить машину невозможно, тем более на скользкой поверхности. Смотрите в оба — перед началом поездки тщательно протрите окна машины, обеспечьте максимальную обзорность, проверьте работоспособность дворников и уровень “омывайки” в бачке. Вовремя “переобувайтесь” в зимнюю резину, так как на ней нарезан специальный “снежный” протектор и она не становится на холоде “деревянной”.

Удачи на дорогах!

СПРАВА ЛЮДИ, СЛЕВА СТОЛБ. КУДА РВАНУТЬ?

Какой бы привод ни был у вашей машины, в условиях езды по скользкой поверхности нужно соблюдать ряд простых правил

1. Если автомобиль оборудован системой ABS (антиблокировочной системой, предотвращающей полную блокировку колес машины при торможении), сильно выжмите педаль тормоза. Тем самым вы заставите систему активизироваться и избежите неконтролируемого торможения “юзом”. Без ABS тормозить нужно как можно мягче, чтобы не подклинить колеса и не впасть в тот самый “юз”.

2. Руль держите прямо, не выкручивая его. Чем меньше резких движений, тем увереннее будет машина “цепляться” за дорогу.

3. В случае заноса всегда помните, что вокруг могут быть другие участники дорожного движения — водители и пешеходы. Поэтому попытайтесь максимально минимизировать опасность для них — направьте авто на обочину, в сугроб или даже в кювет или столб. Помните, что машина — всего лишь железо, которое имеет свою стоимость. Человеческая жизнь — бесценна.

4. Если в условиях жесткой гололедицы вы попали в массовое ДТП, лучше всего как можно быстрее покинуть машину и уходить на безопасное расстояние. Очень велика вероятность, что сзади “прилетит” коллега по несчастью (а может быть, и не один) и в салоне придется несладко. Только перед эвакуацией не забудьте хорошенько осмотреться, чтобы не попасть под колеса проезжающей машины.

5. Наконец, напоминание об элементарной водительской солидарности и взаимовыручке. Удачно проехав по заледеневшему участку, не спешите уезжать. Остановитесь, включите аварийку, выставьте перед опасным местом знак аварийной остановки, предупредите водителей другими способами. Поверьте, они будут благодарны.

muravsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter