Любит классику модерн. В Витебске проходит 32-й Международный фестиваль современной хореографии

Танцы. Литературный курс

«Традиционно актуальный» — таков девиз 32‑го Международного фестиваля современной хореографии. Лучше не скажешь про старейший на постсоветском пространстве форум артистов и зрителей, влюбленных в contemporary dance. Автор проекта директор IFMC Марина Романовская, приветствуя участников, показала это наглядно:

На IFMC‑2019 ждут открытий от молодых хореографов.

— Кто из хореографов участвует в фестивале более 30 лет? — спросила она. И в зале поднялись Дмитрий Куракулов и Диана Юрченко. 

— Более 20 лет? 

Поднял руку знаменитый Раду Поклитару. Потом вставали хореографы и танцовщики, которые приезжают в Витебск более 10 лет, более 5 и наконец те, кто выйдет на эту сцену в первый раз. Традиция продолжается. Раду Поклитару, который сам когда‑то (в конце прошлого века!) был конкурсантом, теперь возглавляет международное жюри: 

— Каждый раз, когда приезжаю в Витебск, сердце начинает биться быстрее. Безумно завидую тем, кто первый раз здесь. Они многое узнают, увидят и смогут показать себя. А мы, обещаю, откроем сердца их творчеству. Как зритель всегда жду от фестиваля внутреннего потрясения. Искусство тем и прекрасно, что проходят года, десятилетия, столетия, а настоящие художники находят новые способы заставить зрителя остро переживать новые эмоции. Искренне хочу, чтобы коллеги взяли меня за руку и повели в свои волшебные миры. 

Спектакль «Анна Каренина» вахтанговцев понятен без слов.

Напомним, в этом году в конкурсе принимают участие исключительно белорусские коллективы. В первом туре на основе присланных видеоматериалов члены экспертного совета отобрали 20 из 36 анкет. Право принять участие во втором туре получили представители всех областных центров за исключением Бреста. Марина Романовская, член отборочной комиссии, уверена, что и среди новичков есть претенденты на премии: 

— У белорусского конкурса IFMC одна сверхзадача — дать возможность высказаться молодым, будущему отечественного и, надеюсь, не только искусства. Волнующе видеть новые работы уже знакомых хореографов, развитие и становление знакомых коллективов. Радует, что всегда появляются новые имена. В этом году новички привезли крепкие работы, есть ожидание настоящих открытий. 

Вчера на фестивале начался закрытый тур конкурса. За три дня на суд жюри хореографы представят 31 работу, лучшие постановки в публичном туре зрители увидят в пятницу вечером. Победители получат дипломы и денежные призы: за первое место — 1275 рублей, за второе — 892, за третье — 637,5 рубля. К слову, Гран‑при на национальном конкурсе не присуждается, но неофициально такой наградой считается премия имени Евгения Панфилова «Лучшему хореографу».


В гостевой программе фестиваля, как всегда, самые модные и актуальные спектакли. Зато названия в афише — сплошь классика литературы. В понедельник публика увидела очередную интерпретацию великого романа Льва Толстого «Анна Каренина». В пластической постановке Анжелики Холиной все было ясно и однозначно. Не очень приятный Каренин, сногсшибательный красавчик Вронский, страстно влюбленная Анна и жестокое светское общество с его сплетнями и нетерпимостью, которая толкает молодую женщину на погибель. 

Вчера в Минске состоялась премьера балета «Вий» известного хореографа Раду Поклитару. Витебск будет аплодировать ему сегодня вечером. В пятницу пермский театр «Балет Евгения Панфилова» покажет спектакль по мотивам рассказа Эдгара По и один акт из цикла «Литературный курс». Пару лет назад эксперты IFMC, кстати, насмотрелись банальных историй и посоветовали хореографам больше читать хорошей литературы. Мэтры прислушались, а вот что читают молодые постановщики, увидим в ближайшие дни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Карчевская, заместитель министра культуры: 

— Международный фестиваль современной хореографии — это культурный бренд Беларуси. Благодаря организаторам этого форума на кафедре хореографии БГУКИ появилась специальность «Современный танец». Мы делаем все для того, чтобы нашу страну и белорусское хореографическое искусство знали во всем мире. 

Дмитрий Куракулов, неоднократный лауреат IFMC, в том числе обладатель премии имени Евгения Панфилова (Гродно):

— Я приезжаю в Витебск с 1993 года, в последний раз участвовал в 2014‑м с балетом «Пин‑код». Был большой перерыв по техническим причинам. Этот фестиваль спасает нас от уничтожения, хотя это грубо звучит. Сейчас работаю в колледже искусств, там открыли направление «Современный танец», второй год набираем учащихся — о таком мы раньше даже мечтать не могли. Жду творческого заряда, хочу, чтобы дети, студенты второго курса, которые приехали со мной, загорелись этой темой. 

Дмитрий Беззубенко, обладатель второй премии IFMC‑2018 (Минск):

— Фестиваль дает возможность выйти на сцену и представить для зрителя то, что меня действительно волнует. Потому что есть вопросы и проблемы, которые мы в силу разных причин не можем озвучить: или это неинтересно сегодня, или очень болезненно, или это только твои проблемы. А здесь абсолютно все принимают, на все обращают внимание, здесь важна и форма, и мысль, и образ. Каждый год для меня лично — это некий эксперимент. 

ЦИФРА

За 31 год фестиваля на витебской сцене выступили танцовщики более чем из 40 стран. В том числе из Бразилии, Великобритании, Ирландии, Люксембурга, Китая, США, Чили, Швейцарии, Японии.

kruchenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter