Танцуют все!

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске как зеркало противоречий эстетики танца — модерн и движущая сила авангардного искусстваМеждународный фестиваль современной хореографии в Витебске проходил в двадцатый раз, и впервые, в связи с юбилеем, здесь не было конкурса между хореографическими группами и коллективами. Зато в который раз витебский форум объединил исполнителей contemporary dance и танцоров и хореографов классического балета Беларуси, России, Польши, прибалтийских стран, Китая, чтобы вновь и вновь заявить, что современный танец развивается, что, как и любой другой вид искусства, он нуждается в поддержке как со стороны зрителей, так и государства.

На витебской сцене за двадцать лет проведения фестиваля современной хореографии многое происходило впервые, и этим IFMC уже вошел в историю мирового искусства. Принято считать, что танец модерн — явление исключительно демократичное и независимое. Свобода — дама капризная, в искусстве, как и в обществе, она проявляется лишь относительно. Но эстетику современного танца определяет именно она, свобода самовыражения личности.
Основательница этого уникального форума Марина Романовская говорит, что в городе, где зародился авангард Марка Шагала, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, чьи произведения сегодня стали мировой классикой, современная хореография  — это всего лишь одна из попыток вернуть Витебску былую славу, возродить его роль в мировом творческом процессе. Сделать это очень трудно в связи с абсолютно некоммерческим характером проекта. 
Учредители фестиваля — Министерство культуры Беларуси, Национальный академический Большой театр балета Беларуси, Витебский облисполком и горисполком, Центр культуры “Витебск”. Факт остается фактом — современная хореография именно в Витебске каждый год собирает аншлаги в зрительных залах, что может свидетельствовать о том, что IFMC воспитал уже не одно поколение людей, понимающих язык танца.
О феномене витебской публики говорят критики и постановщики танцев.
В этом году организаторы фестиваля объявили о создании “золотого фонда”, куда уже вошли московская школа танца  Николая Огрызкова, Пермский  государственный театр “Балет Евгения Панфилова”, эстонский Fine 5 Dance Theatre. Именно эстонские танцоры Тийне Оллеск и Рене Ныммику признались на пресс-конференции, что Витебск дал им имя. Впервые они приехали на фестиваль в 1991 году и с тех пор точно знают, что Витебск — это место, где в современном танце можно говорить о личном. Николай Огрызков называет IFMC очень честным креативным фестивалем, ничего подобного в России нет. “Здесь главное — сам артист. Сюда приезжают не за длинным рублем. Царит идеалистическая атмосфера”, — говорит московский хореограф. Одним из постоянных участников фестиваля был трагически погибший несколько лет назад Евгений Панфилов. Теперь он стал здесь культовым героем, в год 50-летия хореографа фестиваль посвятили его памяти, был показан спектакль “Бабы. 1945”. В этом году балет Панфилова представил на суд витебской публики свою премьеру “То, что я никому не сказал” и повторно спектакль — лауреат национальной театральной премии России “Золотая маска”  “Клетка для попугаев”. Критика признала, что “Клетка” очень много значила для самого хореографа, который так долго сам бился как птица в клетке и почти не успел вкусить плоды свободы. Витебляне рукоплескали панфиловцам стоя. И эти овации свидетельствовали, что в Беларуси  contemporary dance добился официального признания по крайней мере на 10 лет раньше, чем в Москве.
Открытием фестиваля стал проект Ольги Лабовкиной и Жанны Маглыш (Минск), высоко оцениваются работы гродненского балета “Тад” и  ансамбля Белорусского государственного университета культуры.
Современный балет, в частности contemporary dance, в отличие от эстрадного и некоторых иных направлений, не ориентирован на широкую публику. И по признанию критика, члена экспертного совета “Золотой маски” Ларисы Барыкиной, выступившей на фестивале с обзором последних событий в области современной хореографии, оснований к тому, что танец модерн и пост-модерн займет достойное место среди остальных массовых видов искусств, пока нет. Да, современная хореография притягивает профессионалов из близких видов искусства, поскольку они могут что-либо позаимствовать для себя. Но в России среда для восприятия этого искусства еще не сформирована, а современная хореография не обладает мощным художественным лобби для пиара.
Современный танец отличает отсутствие сюжетных историй и наличие той самой атмосферы, которая захватывает и уносит зрителя в свое ирреальное пространство. Современный танец сближается с театром и наполняется психологией личности, он может быть эпатажным и наоборот, глубоко внутренним, философским.
 — У нас в Вильнюсе недавно были организованы хореографические постановки прямо на улицах, — рассказывает критик Вита Мозурайте. — Автор идеи — лауреат национальной премии в области хореографии “Золотой крест” Лоретта Иодкайте. Это был шок, когда группа из 30 танцовщиков изображала асфальт или фонтан. Лора училась танцу в Зальцбурге и сейчас своей импровизацией способна покорить даже того, кто впервые столкнулся со школой современного танца. У нее есть постановка, когда она закручивается в бумажный кокон, а потом как гусеница рождается заново. Люди, наблюдающие за этим зрелищем, проходят как бы очищение и даже выздоравливают. А школ в Литве множество, и никто уже не ставит классический балет. Нет особых делений на западные и восточные школы. Например, в Европейских странах сейчас модно буто — авангардистская форма танца, возникшая в Японии. Тело человека с его некрасивостями приобретает сакральный смысл, потому что “я” внутри него, а тело становится костюмом.          
Прогнозы в отношении перспектив развития современной хореографии у белорусских и литовских искусствоведов были более оптимистичны, чем у российских.
Танцем всегда считалось движение человеческого тела, но вот что менялось из века в век, из поколения в поколение, так это техника исполнения телодвижений. Но современный танец — это далеко не просто форма, в его основе лежит принцип: любое движение должно говорить, то есть быть объяснимо. 
—  Модерн зародился в начале ХХ века и имеет представительства во всех экономически развитых странах, — говорит постоянный участник Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, академик, директор Национального Академического Большого театра балета Республики Беларусь Валентин Елизарьев. — Современная хореография не имеет такой стабильной основы, как классический танец, она есть там, где есть интересный автор. Но Витебск я поддерживаю по движению души. Каждый раз, знакомясь с теми или иными работами в стиле модерн, я испытываю противоречивые чувства, потому как талант и в балете, и в современном танце встречается крайне редко! Классическая и современная эстетика танца не отвергают друг друга. Мир меняется очень быстро, а значит, меняется и танец.
ХХ витебский фестиваль IFMC еще раз доказал, что в Беларуси современная хореография развивается в самых разнообразных направлениях и идет в ногу с прогрессивными школами Востока и Запада. Современный танец становится все более техничным, возможно, где-то возвращается к балету, возможно, завоевывает сердце зрителя своей эксцентричностью, но его началом начал остается аура, наполненная жаждой света и стремлением к добру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter