О фильме Ричарда Рэймонда "Танцующий в пустыне"

Танцующий в пустыне

Есть фильмы, интерес к которым обеспечен одним названием. Например, «Падение Лондона». Если к этому добавить зрелищные трейлеры с тотальными разрушениями известных географических точек, погоней, взрывами, перестрелками, массовый успех обеспечен. Хотя за всем стандартным набором трагикомического экшена угадывается куда более серьезная тема, имеющая отношение к Востоку. А есть фильмы, которые, несмотря на фестивальную ангажированность, важность и узнаваемость темы, не обременены рекламными роликами и не вызывают зрительский ажиотаж. «Танцующий в пустыне» — именно такой. 


Современные ближневосточные истории вызывают повышенный интерес, будь то игровой или телевизионный документальный формат. «Танцующий в пустыне» — рассказ о жизни молодых иранцев в условиях жесткого фундаментализма. Такое понятие, как «иранское кино», вызывает искренний интерес не только темой социального протеста или противостояния шариатскому режиму, но и неповторимой визуальной пластикой, изысканностью национального колорита и особой философичностью. Это кино справедливо называют «культурным феноменом нынешнего времени». На предпоследнем Берлинском кинофестивале главного приза был удостоен фильм Джафара Панахи «Такси» (кстати, с успехом прошедший и на минском «Лiстападзе»). Режиссер не вышел получать награду, так как находился под арестом. Многие иранские режиссеры вынуждены работать в изгнании. «Такси» был снят «изнутри» современной иранской жизни.

«Танцующий в пустыне» — фильм английского режиссера Ричарда Рэймонда. В определенной степени получилось проевропейское кино о жизни современного Ирана, и это то, что существенно отличает его от «Такси». В «Танцующем...» проявились не столько безыскусная правдивость и авторская искренность, сколько прямолинейность и однозначность. Возможно, поэтому социальная злободневность стала более заметна, чем собственно драматическая история молодого танцовщика. Достаточно лапидарное и в чем–то наивное высказывание о свободе творчества не стало чем–то новым, а, наоборот, вызвало аллюзии с уже не раз виденным. В данном национальном контексте свобода авторского высказывания связана с танцем. В Иране танец как проявление внешней телесности и выражение внутреннего духа запрещен. Молодой танцовщик Афшин Гаффариан бросает вызов установленным правилам. Для него хореография — не только авторское высказывание, но и жажда жизни, радость свободы. Конкретная угроза жизни толкает его на отчаянный шаг. Будучи во Франции на гастролях, Афшин просит убежища.

Быть может, эта киноистория была бы вообще не замечена, если бы не одно обстоятельство. Фильм поставлен по книге реального Афшина Гаффариана, с которым все так и произошло в действительности. В Париже он получит возможность бесплатно обучаться танцевальному искусству в лучших школах и останется там жить. Впрочем, есть и другие детали, на которые стоит обратить внимание. Творческий коллектив «Танцующего в пустыне» — абсолютно поликультурная группа, большая часть которой — британцы. Актер в роли главного героя Рис Ричи как две капли воды похож на своего прототипа. В помощницу и подругу героя перевоплотилась звезда индийского кино Фрида Пинто. Главного учителя Афшина, который привил ему любовь к творчеству, сыграл израильский актер Макрам Хури. К тому же фильм стал кинодебютом для известного хореографа Акрама Хана, в свое время участвовавшего в организации церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. Но все равно этого оказалось явно недостаточно. «Танцем может быть все», — говорит одна из героинь. Сам фильм танцем так и не стал.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 54 (24936). Четверг, 24 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter