Танковый удар под Раковичами

Идею уникального инженерного решения — гатей — воинам 65-й армии генерала Батова во время подготовки операции «Багратион» подсказали светлогорские сельчане

НА БРИДСКИЙ МОХ меня согласился провести Алексей Русинович, коренной житель деревни Петровичи. Алексей Владимирович историей Великой Отечественной войны интересуется почти всю жизнь. Война опалила его детство, его скитания начались с декабря 1943 года, когда, отступая, каратели уничтожили жителей близлежащих с Петровичами деревень — Раковичей, Николаевки, Чернина, Селищей.

— В ночь с 20 на 21 декабря 1943-го фашисты убили в Раковичах 116 человек, — вспоминает Алексей Русинович. — Об этом рассказывала единственная выжившая в той трагедии женщина Пелагея. У нее был малолетний ребенок, и она попросила с ним попрощаться. Стала обнимать, а потом вскочила и побежала. Каким-то чудом фашисты не расстреляли Пелагею, которая скрылась в потемках, и нам рассказала все это.

Петровичи фашисты «выселили» на 14 января 1944 года. Заранее прослышав, что деревню собираются «зачистить», местные жители спасались кто куда. Скитания Алексея Русиновича с мамой, у которой после войны из шестерых детей остался только один Алексей, начались с землянок и «буданов» в урочище Дубовое. Потом они по нескольку недель скрывались то в одной, то в другой деревне, дойдя аж до Моисеевки, что в Октябрьском районе. Там их поймали и вместе с другими, такими же, как и они, отправили в Озаричский лагерь смерти. После освобождения мама с сыном отправились в родную деревню, через которую в тот момент проходила линия фронта:

— Пока шли, везде видели таблички, предупреждающие о том, что дороги заминированы. А дома нас ждало пепелище. Только головешки деревянных хат «позвинькивали». От нашей хаты осталось всего два венца. Видно было, что на дворе немцы оборудовали кухню, потому что валялся кое-какой поварской инвентарь. Мы рассчитывали найти хоть какую-то одежду и документы, которые прикопал наш дед Иван во дворе, но фашисты все уничтожили. Подворье было сплошь в окопах и траншеях…

МЕСТНЫЕ жители тогда укрывались в лесах. Знали: немцы туда побоятся сунуться, хозяевами там были партизаны. Именно лесные мстители и подсказали командованию Красной Армии инженерное решение переправы танков через непроходимое болото — по гатям.

Бридский Мох местные знали как свои пять пальцев. Знали и о том, как можно преодолеть трясину. Гати представляли собой большие деревянные плоты, скрепленные один с другим в несколько ярусов. Прокладывали гати ночью. А металлическими скобами фиксировали во время артподготовки, под разрывы снарядов. Вся подготовка — два месяца — велась в строжайшей тайне.

— Уникальное инженерное решение с гатями местные жители предложили Павлу Швыдкому, который ведал инженерной службой 65-й армии генерала Батова, — рассказывает писатель и журналист из Светлогорска Изяслав Котляров. — Штаб 65-й армии располагался близ деревни Просвет (тогда Паричского района). Нужно было иметь смелость, чтобы решиться провести технику по танкодрому, проложенному из гатей. И если бы идею не поддержал командующий фронтом Константин Рокоссовский, об этом и разговоров  не было бы.

Кстати, Рокоссовский и Жуков несколько раз приезжали в Просвет, чтобы убедиться в возможности переправы танков по гатям. Был пробный прогон трех танков, которые на всякий случай связали друг с другом, — танки удачно проскочили болото.

Очень сомневался в успешности операции Сталин. В одном из фильмов о войне он даже произносит фразу: «Жуков тянет нас в болото». Это именно об идее танкового удара под Раковичами.

23 июня 1944 года началось наступление под Рогачевом. А на следующее утро боевые машины двинулись по гатям через Бридский Мох. В первую же половину дня войска 65-й армии продвинулись на двенадцать километров. Это был настоящий прорыв! Жуков по телеграфу вызвал Батова и спросил точное расположение войск. Успеху маршал не поверил. У Романенко и Горбатова, наступавших от Рогачева, за плечами на тот момент было всего два километра. Жуков, как пишет Батов в своих воспоминаниях, сам приехал, чтобы убедиться в правдивости слов командующего армией. К исходу 24 июня войска продвинулись на двадцать километров, освободив Раковичи, Петровичи, Николаевку, Селище, Кнышевичи, Здудичи, Паричи. Последние, кстати, в силу того, что открывали дорогу на Бобруйск, были сильно укреплены. Но это не помешало советским войскам быстро продвинуться вперед и окружить в районе Бобруйска многотысячную немецкую группировку. В раскрытых дневниках боевых действий вермахта сохранилась даже запись об операции под Раковичами: «Разгром группы армий «Центр» произошел по потерям, сравнимым со Сталинградской трагедией».

Сегодня в месте, откуда началось освобождение Беларуси, идет стройка. Возводится памятный знак о начале операции «Багратион». Как оказалось, на территории Беларуси и России до сих пор не было памятника в честь операции, которая послужила началом освобождения Европы и во многом предопределила Победу.

ИДЕЯ увековечить наступление под Раковичами, за которую не один год боролся Изяслав Котляров, публично была озвучена несколько лет назад. Идея нашла поддержку в органах местной исполнительной власти, в Министерстве культуры, а сейчас вышла даже на уровень Союзного государства. Эскиз будущего обелиска предложил гомельский скульптор Валерий Кондратенко. Памятный знак будет в высоту 7 метров. В центре — барельефы Рокоссовского, Жукова, Батова и командира танкового корпуса, боевые машины которого переправлялись через непроходимое болото, генерала Панова. Слева и справа от них — наступающие воины и партизаны, подсказавшие идею с гатями.

В Светлогорском районе организован сбор средств на эти цели. Деньги поступают и из других регионов Беларуси, от многих предприятий. В апреле началось возведение фундамента под памятный знак. В начале июня на месте строительства побывал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Открыть знак собираются 21 июня.

ВОЗМОЖНО, когда-нибудь остановка у деревни Раковичи станет чем-то большим, чем обозначенной отправной точкой операции «Багратион». Ведь строительство памятного знака — это только лишь первая очередь увековечивания Великой Победы советского народа.

В будущем там планируется построить целый мемориальный комплекс. Не исключено, подчеркнули в Светлогорском райисполкоме, что близ Раковичей появится блиндажеобразный музей со своей экспозицией и инфраструктурой. Не исключено, что новый музей (возможно, как филиал Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны) откроет новые факты о несуществующем уже болоте Бридский Мох и других урочищах, ставших дорогами освобождения.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Фото автора и из архива отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Светлогорского райисполкома

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter