Танк навсегда

Памятники с бронетехникой установлены по всей стране - 43 танка и 6 самоходок...

Памятники с бронетехникой установлены по всей стране - 43 танка и 6 самоходок. Стоит Т-34 и в Гомеле. Много лет назад в школе нам объяснили: "Это танк, первый ворвавшийся в город". В иные подробности мои учителя не вдавались. Да и, видимо, не очень-то ими интересовались.


Настоящую историю машин-памятников в своих городах, поселках, деревнях сегодня мало кто знает. Где и как воевал, сколько и чего уничтожил, был ли подбит, что с экипажем? Я попытался отыскать на Гомельщине танки с историей...


Мемориальные функции


Ясно, что не все машины, стоящие на постаментах, воевали. Большинство появилось после войны и выполняют сугубо мемориальные функции. Это вполне объяснимо: вряд ли стоило рассчитывать на то, что в ходе жаркого наступления командование будет оставлять в каждом освобожденном населенном пункте исправный танк. Да и подбитые были нужнее в качестве металлолома. Поэтому сегодня машины, участвовавшие в бою, - редкость...


На гомельский Т-34 взбирался, наверное, каждый местный ребенок начиная с 1968 года - когда танк был установлен. В том числе и я - пытался через щели разглядеть, что там внутри. Повоевать, к моему разочарованию, он не успел. Эта модификация с 85-миллиметровой пушкой стала выпускаться, когда Гомель был уже освобожден. Скорее всего, на постамент поставили списанную машину - такие еще долго стояли на вооружении после войны.


Подобная техника, как выяснилось, стала памятниками в Добруше (красавец ИС-3 из "послевоенных запасов" установлен в 1982 году), Корме, Рогачеве, Хойниках, еще нескольких населенных пунктах области...


Запах пороха


Большие надежды в поисках машин, "понюхавших" фронтового пороха, я связывал с Лоевом. Там выставлена подборка техники, которая, по логике, могла иметь отношение к освобождению района и знаменитому форсированию Днепра. Напомню, в той операции Героями Советского Союза за ночь стали 279 человек. Пусть техника не на постаментах, а на площадке - суть от этого поменялась несильно. Две самоходки, "Катюша", понтонный катер, пару пушек... В Лоевском музее битвы за Днепр мой пыл остудили: скорее всего, экспонаты послевоенного производства. Более точных данных о технике не имеется - она передавалась с баланса на баланс, номеров нет, даже год выпуска неясен...


Ищем дальше. Еще один вариант - Музей военной славы в Гомеле. Пьедесталов тут тоже не предусмотрено, но экспозиция машин солидная, показывающая развитие рода войск в ретроспективе. Директор музея Павел Жданович с ходу назвал два экземпляра, которые наверняка были на фронте. Танк Т-34, поднятый из болота в Витебской области, и самоходка СУ-152, которая предположительно освобождала Западную Белоруссию. Кроме этих обстоятельств, о машинах ничего не известно. Номеров, по которым теоретически можно что-то узнать в архивах, снаружи не сохранилось. Говорят, они продублированы сваркой внутри - но кто ж будет вскрывать музейные экспонаты.


Досье энтузиаста


Когда читаешь специализированные интернет-форумы "танкистов", особенно отчетливо понимаешь, насколько обширна тема и как неумело ты в ней барахтаешься. Тут нужна консультация специалиста. Отставной полковник, минчанин Николай Качук, - большой знаток бронетехники. Даром что летчик. Несколько лет на одном энтузиазме собирал данные по стране: где что находится, когда установлено, по какому поводу... Он и подсказал мне: хочешь найти "реальные" образцы - ищи старую модификацию, Т-34-76. Их мало, но именно они могли "что-то видеть".


Согласно досье Качука таких танков на постаментах всего два в стране. Оба на Гомельщине - в Брагине и Речице.


В брагинском музее подтвердили: стоит "фронтовик" на площади Ленина. Откуда взялся? В 83-м достали из болота у деревни Жиличи.


А вот Речица, как выяснилось, вообще единственный город, где располагают информацией о "своем" танке. Хотя вопросов и тут хватает - и уже вряд ли мы узнаем ответы.


Таких танков, как здешний Т-34-76, уже мало осталось. Естественная убыль. Но примечателен он не только своей редкой модификацией. Именно этот танк стал первым в Белоруссии, использованным в качестве памятника. В 1943-м его установили на могиле танкистов, погибших при штурме города.


Взял город и остался...


Речицкий Т-34 выделяется внешне даже на взгляд дилетанта - короткая пушка, "старомодной" формы башня с командирской башенкой и двустворчатым люком. Один каток нештатный: когда и почему меняли - теперь уже не выяснить. Впереди под днищем, видимо, должен быть люк, но на его месте прикрученная болтами пластина - тоже неизвестно, что случилось. Спереди на башне - сварной шов, видимый даже под сантиметровым слоем краски (об этой боевой "царапине" чуть ниже). Но в целом танк сохранился хорошо. Броня крепка, хоть и расписана местами малолетними "рэперами".


Небывалое дело - у местных историков есть информация об экипаже: командир Михаил Русанов, механик-водитель Анатолий Талалаев, стрелок-радист Иван Смирнов и башенный стрелок Федор Кленков. Специалисту речицкого музея Наталье Заевой, похоже, самой небезразлична история этого танка. Однако к имеющимся свидетельствам относится с осторожностью. Отыскала в фондах письмо башенного стрелка Кленкова, датированное 1968 годом (когда сама еще не родилась). Сегодня танкиста уже нет в живых. И кроме этого письма и короткой статьи в местной газете, ничего не сохранилось.


На нескольких тетрадных листках без особых деталей описаны последние дни танка до его постановки в качестве надгробия. Указанные даты местами вызывают сомнения, но это легко понять - прошло много лет... По воспоминаниям Кленкова, накануне в Лоевском районе танк был поврежден, погиб радист, ранен командир. "Разбито противооткатное устройство у пушки и спаренный с ней пулемет. Что и заметно на башне - чуть выше отверстия для пулемета есть сварка..." Танк быстро восстановили, пополнили экипаж. В 4 утра взводу Кленкова в составе трех Т-34 было приказано выехать из леса и курсировать по полю, провоцируя немецких артиллеристов. Когда позиции противника были выявлены и накрыты советской артиллерией, взвод двинулся на Речицу. До улицы Советской и кинотеатра, со слов Федора Кленкова, добрались два танка из трех - один по пути сгорел. Подробностей этой "поездки" нет, только общие фразы: "В упорном победоносном бою мы ворвались в город с тыла. Первыми достигли центра, где находились тогда кинотеатр и парк. Завязали бой в центре города, облегчая задачу наступавших на главном направлении... Утром 20 ноября был дан приказ готовить машину для постановки на братскую могилу в парке. Нам говорили, что там похоронены танкисты 15-й бригады полковника Кошакова, наступавшие на главном направлении, где были большие потери. Два экипажа погибли при переходе моста, чтоб не дать его взорвать..."


Сняли аккумуляторы и пулеметы, выгрузили боеприпасы. Сначала танк стоял на деревянном помосте, потом сделали бетонный постамент. В 1987 году Т-34 с могилы, где похоронены 26 танкистов Первого Донского танкового корпуса, перенесли в парк Победы. Такое решение одобрили тогда не все. Но, как бы то ни было, там машина сейчас и стоит.


Из экипажа Кленкова в бою за Речицу не погиб никто. Нет сведений о том, что машина была повреждена. Остается загадкой, почему исправный танк решили оставить - в разгар наступления и при серьезных потерях. На чем дальше воевал экипаж? Об этом ветеран не сообщил...


Закрепление пройденного


Для полноты картины я спросил у нескольких редких прохожих, что они знают об этом танке. Услышал немного. Женщина в норковой шапке была самой словоохотливой. Но и она об истории памятника не слышала: "Вон, на гранитной доске, наверное, написано..."


Энтузиаст Качук переживает:


- Проблема даже не в том, что люди не знают. Проблема в том, что многим просто неинтересно.


Сам он "перелопатил" на своем веку множество танков и самоходок. Некоторые доживали век в качестве мишеней на стрельбищах, в иных "лесных" экземплярах обитали бомжи. Были случаи, когда с подачи Николая Качука танк с постамента уезжал своим ходом и участвовал в парадах, - это отдельная история...


Да, бронетехника в роли памятников - впечатляющие символы нашей истории. Но, повторюсь, настоящих боевых машин, прошедших дорогами войны, осталось немного. И они достойны особого отношения. Тем более что сведения о них очень скупы и они в большинстве случаев сегодня доступны лишь специалистам. Не пора ли снабдить каждый боевой экземпляр максимально полным описанием? И не в музейных папках, а на табличке у танка или самоходки. Надо, чтобы все знали их фронтовые биографии.


Кстати


Танк Т-34-85 в Минске у Центрального Дома офицеров установлен в 1952 году. Позже на башню нанесен номер Л-145 - под таким воевал экипаж младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова, командира взвода (члены экипажа - Павел Карпушев, Владимир Зотов, Василий Косякин, Иван Костюк).


3 июля 1944 года в 2.30 взвод Фроликова (три танка), находившийся на подступах к Минску, отправился на разведку боем. Прорвали оборону немцев и помчались в сторону города, выявляя огневые точки. По воспоминаниям ветеранов, уже в Минске командирский танк уничтожил самоходное орудие и несколько десятков гитлеровцев. В ходе этой разведки два танка из взвода были подбиты, уцелел только Л-145. После освобождения Минска ушел с войсками в сторону Литвы. Дмитрий Фроликов погиб в феврале 1945-го, похоронен в литовском городе Кибартай.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter