В Витебской области из болота извлекли танк КВ-1

Танк КВ-1, «русский тигр», воскресили из сенненских болот

Три дня понадобилось поисковикам и корреспонденту «СГ», чтобы вытащить легендарный танк. Конечно, перед этим сотрудники историко-культурного центра «Линия Сталина», которые и решили поднять из небытия боевую реликвию, немало времени провели в архивах. Зацепились за малоизвестный, но удивительный факт начала войны. И в самом деле, нигде практически не упоминается, что в 1941 году под Сенно произошло крупнейшее танковое сражение, в котором участвовало около двух тысяч боевых машин, больше, чем несколькими годами позже под Прохоровкой. Во время этой битвы наш КВ-1 уходил от преследования и увяз в болоте в районе деревни Тесище. Все попытки выбраться оказались тщетными, и, чтобы боевая машина не досталась врагу, танкисты подорвали ее. В итоге за истекшие десятилетия она ушла глубоко в землю, где оставалась до нашего времени. Три дня понадобилось, чтобы вытащить ее из топи глубиной пять метров. Усилий, а говорю это как очевидец и участник событий, потребовалось немало. 


ТОЧНОЕ местоположение тяжелого КВ-1 («Клима Ворошилова») определили по рассказам очевидцев. В 1941 году жителю деревни Тесище Леониду Красновскому было десять лет. Он помнит, как приезжали танкисты, разбирали один из сараев в деревне на бревна, обсуждали детали спасения машины. Ничего у них, однако, не получилось, а старожил сегодня говорит, что если бы тогда, в 1941-м, танкисты взяли буквально на десяток метров вправо, злосчастное болото проскочили бы. 

Эта непролазная топь в ста метрах от поля ОАО «Пурплево». От деревни – с полкилометра. Место для раскопок удобное: рядом трасса на Сенно, технику подогнать несложно. 

Мы стоим у раскопа, предварительно сделанного сотрудниками «Линии Сталина», и где-то на трехметровой глубине видим часть башни КВ-1. Как предполагает ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Виктор Шумский, под землей она лежит на боку. И еще одна очень своевременная вводная — место это небезопасное, в земле могут находиться несдетонировавшие  снаряды. Поэтому заместитель директора историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Михаил Метла немедля связывается с саперами из Витебска.

Через некоторое время бойцы войсковой части 5524 внутренних войск МВД металлодетектором обследуют территорию в радиусе около ста метров от местонахождения башни. Сначала прибор реагирует на мелочь — осколки от танка ценности не представляют, и мы выносим их в поле и складываем в отдельное место. А еще через двадцать минут откопан первый снаряд. Саперы аккуратно кладут его подальше у деревьев, а после двух часов работы их уже около десяти. Любопытствующих и, признаюсь честно, меня, саперы шуганули, не чинясь, погрузили боекомплект на «КамАЗ» и в сопровождении отвезли в безопасное место. 

Кран Сенненского ЖКХ погружает башню для транспортировки.

ОТДАЛО болото и более ценные экспонаты – часть военной рации, обгоревшие диски с патронами, крышку башенного люка, часть боеукладки, которые в будущем пополнят экспозицию на «Линии Сталина».  

Ближе к полудню прибыл экскаватор, который  должен был пройти по болоту и вынуть  грунт вокруг башни. Сотрудники республиканского отряда спецназначения МЧС занялись расчисткой технологического подъезда. Если по-простому, то бензопилами проделали просеку длиной метров двести. Работка та еще, сыро, грязно, мокро, а куда деваться?  Да и дровишки для костра  пригодились. Кстати, несмотря на некоторую, мягко говоря, усталость, заметил, что немало деревьев погрызено бобрами. Их тут много, вреда наносят немало. Вот и мы побаиваемся – не знаем, в какую сторону упадет подгрызенное ими дерево, которое пилим мы. Одно так вот нештатно зависает, и понадобилось немало усилий крепких парней-спасателей, чтобы  сдернуть его веревками.

Всего мы срубили и выкорчевали около полусотни деревьев, и только  через пять часов утомительного труда они расчистили полосу. Экскаватор тронулся к месту работы – метр, десять, дальше колеса все глубже начали проваливаться  в торф, и все, дальше хода нет. Срочный звонок в одну из организаций  Орши, достигается договоренность, что к нам на подмогу выдвинется гусеничный экскаватор. Тем временем вовсю темнеет, и нам ничего не остается, как готовиться  к ночлегу.

Палатка, спальник, тщетная попытка согреться. Тщетная потому, что  ночью начался сильный ливень, к утру подул штормовой ветер, и  палатку нашу в момент снесло. Пришлось подниматься в пять утра. 

Ближе к обеду следующего дня подъехал гусеничный экскаватор и  смело, только сучья трещали, двинул в болото. Встал на позицию, черпает ковш  земли. Вернее, жидкой грязи, которая льется изо всех щелей.  Экскаваторщик   Евгений Изимов – настоящий виртуоз – несмотря на то что тяжелая машина норовит съехать по расползающейся почве в яму, свое дело делает, извлекает несколько, по его словам, тонн земли. 

Местный житель Леонид КРАСНОВСКИЙ и директор
ДРСУ-146 Василий СТУПАНЕВИЧ обсуждают находку.

Место, которое тут же заполняет вода, – около тысячи кубометров. В ход идет  мотопомпа. И вот, наконец, после 36 часов работы виден первый результат – показывается правая сторона танковой башни. 

От края поля к раскопу выдвигается  ЗИЛ с лебедкой Толочинского  РОЧС,  за рулем опытный водитель Игорь Будник: 

— Трос лебедки закрепим за башню, экскаватор подкопает и попробуем «вира» помалу. Все должно быть быстро и четко, иначе башня снова уйдет в болото. 

— Выдержит ли трос семитонный вес башни? – интересуюсь у водителя. Он поясняет: «Ограничения нагрузки по лебедке —  пять тонн, однако тросы усилили до 15. Но есть непредвиденные обстоятельства — может и лопнуть. Так что лучше держаться подальше». Начальник Сенненского РОВД Михаил Архипов меры безопасности выстраивает на практике – вокруг машины натягиваются ленты ограждения, сотрудники милиции  выстраивают кордон. И вот сотрудник поисковой группы Александр Микалуцкий дает отмашку,  Игорь Будник заводит двигатель и включает лебедку. Однако под непривычной нагрузкой мотор захлебывается и  глохнет. Вторая попытка. Будник предельно собран, газку добавляет помаленьку, мотор набирает мощь, и, поскрипывая, лебедка по 10—15 сантиметров наматывает трос.  

Волонтер Сергей БАБЕНОК, доброволец поисковой группы
Дмитрий НИКИФОРОВ и заместитель директора ИКК «Линия
Сталина» Михаил МЕТЛА

Резкий  хлопок, и Александр Микалуцкий жестом останавливает  работу. Оказывается, в лебедке срезало  шпонку. Неисправность устраняется  за десять минут, и машина снова набирает обороты. И вот медленно из болота показывается  башня танка. Я смотрю на нее в немом изумлении и шоке – металл  как новенький, даже  заводская краска зеленого цвета сохранилась. Только сварочный шов после взрыва разошелся. «Находка бесценная, таких ни в одном музее Беларуси нет, значит, на поиски отправились не зря», —  констатирует Михаил Метла. 

Башню достали из ямы и той же лебедкой стали вытаскивать  из  болота. Задача непростая: орудийный ствол застопорился меж  берез, снова пришлось доставать пилу. 

Уже в поле ценный экспонат отчистили от грязи: спасателям из Сенно на это понадобилось около часа. Зато  мы еще раз убедились, что это именно КВ-1: надпись уцелела. Остались невредимыми и некоторые внутренние провода, датчики. Поразила толщина брони башни – около 10 сантиметров. На ней – следы от немецких снарядов. 

Часть боевой машины мы пока оставили в поле – до приезда крана с грузовиком. Следующим этапом стал поиск самого корпуса. Яму, где он предположительно находился, экскаватор уже выкопал, несколько раз задел что-то твердое. Дно обследовали водолазы МЧС. По словам начальника водолазно-спасательной службы республиканского отряда специального назначения МЧС Беларуси Дмитрия Бритвича, еще можно попытаться найти детали КВ-1. 

На третий день поисковики откачали последние кубометры воды из ямы. Показалась ходовая часть – правая. Экскаватор приподнял ее, поисковики завели тросы, и лебедка без особого труда достала обломок ходовой части. Деталь оказалась гораздо легче башни – всего три тонны. 


БЛИЖЕ к вечеру башню и ходовую часть погрузили на грузовой КАМАЗ. Не обошлось без курьеза: танковый каток проломил деревянный настил кузова. В шесть часов вечера  наша колонна взяла курс на «Линию Сталина»,  и ближе к полуночи мы прибыли на место дислокации. Части танка сразу разгрузили и поставили на хранение. Реставраторы обещают, что к параду Победы КВ-1 восстановят.  

Заместитель директора ИКК «Линия Сталина» Михаил МЕТЛА:

— Наши поисковики обратились к МЧС за помощью в подъеме. И уже через два дня на месте проведения работ сосредоточили силы и средства Республиканского отряда специального назначения и подразделений Витебского областного управления МЧС — 4 единицы техники и 16 спасателей. Кроме того, привлечена инженерная техника предприятий и организаций района, специалисты местных органов исполнительной власти, группа разминирования и сотрудники милиции Сенненского РОВД. Всего работали 13 единиц техники и более 40 человек из различных министерств и ведомств. В режиме готовности находились дополнительные силы и средства области, в том числе подразделений МЧС. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» при поддержке Минобороны Беларуси 21 ноября проведет в Минске фестиваль «День артиллериста», где мы и  покажем ценные находки из Сенненского района.

В ТЕМУ 

Всего было выпущено менее трех тысяч КВ, до нашего времени в музеях сохранилось около десяти этих машин. Их еще называли «русскими тиграми». Кстати, танк КВ-1 прославил знаменитого танкового аса Зиновия Колобанова, экипаж которого всего за полчаса уничтожил 22 немецких танка.

kovalev@sb.by

Фото автора

P.S. Редакция «СГ» выражает благодарность Сеннненскому райисполкому за организацию работы журналиста.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter