“Слалом” и “развозка грузов” с земли выглядят экстремально: дверь вертолета открыта, и оператор, чтобы выполнить задание, заметно высовывается из кабины. Но в этом спорте нет случайных людей, их лозунг — “Летать не вредно, вредно не летать!” Все они фанатично преданы небу и спорту.
На аэродроме Куковячино под Витебском открытые чемпионаты Беларуси по вертолетному спорту проходят уже сорок лет. Местный аэроклуб ДОСААФ — база летной подготовки курсантов Военной академии. Здесь, кстати, работает известная среди летчиков “авиамама” Светлана Манько — единственная у нас женщина-инструктор пилотирования вертолетов, которая подготовила больше полусотни пилотов.
В этом году за призовые места боролись 13 экипажей из нашей страны, России и Украины. В командном первенстве победила команда нашего ДОСААФ, также наши вертолетчики стали лучшими в “развозке грузов” и “слаломе”. По сумме всех упражнений победил экипаж из Саратова — Юрий Филимонюк и Владимир Панарин.
Леттчики летают, а судьи соревнуются” — любят говорить на таких чемпионатах. Каждое упражнение оценивают судьи из трех стран, все они в прошлом пилоты и скучают по штурвалу.
В руках опытного пилота вертолет весом 3,5 тонны плавно вальсирует
над землей.
“Полет на точность”. Пилот держит машину на постоянной высоте 2,5 метра и летит по размеченному на земле маршруту. Вертолет перемещается вперед, вправо, назад, влево, разворачивается на 90 и 360 градусов. В конце полета экипаж должен посадить машину на линию шириной пять сантиметров.
“Слалом” — самое зрелищное упражнение. Надо зачерпнуть в пустое ведро воду, пройти 11 ворот, не касаясь их ведром, и с первой попытки поставить его на стол.
Кто сказал, что летчик — мужская профессия? София Куршубадзе из минского клуба ДОСААФ уверена, что все победы впереди.
Груз ответственности. Оператор — глаза и уши летчика.
Каждая капля пролитой воды — на вес чемпионского золота. Ведро надо поставить в мишень, отклонение от центра — минус одно очко за каждый сантиметр.
infong@sb.by
Фото Владимира Шлапака