Открытый чемпионат Беларуси по вертолетному спорту прошел под Витебском (фото)

Танго в небе

Высший вертолетный пилотаж сравнивают с танцами и с фигурным катанием
Высший вертолетный пилотаж сравнивают с танцами и с фигурным катанием. Фигур десятки: повороты, горки, качели. Кружиться в небе нужно по обязательной программе и финишировать в точно заданное время. Все упражнения — это тесты на оказание помощи терпящим бедствие и спасательные работы. Самое сложное — навигация. За пять минут до вылета пилотам дают карту и координаты точек, они должны проложить маршрут. В радиусе 90 километров расположены десять точек (цели), на которые экипаж обязан выйти в строго заданное время. В каждую цель нужно сбросить груз и финишировать строго по графику: не раньше и не позже. Даже секундные отклонения штрафуются.

“Слалом” и “развозка грузов” с земли выглядят экстремально: дверь вертолета открыта, и оператор, чтобы выполнить задание, заметно высовывается из кабины. Но в этом спорте нет случайных людей, их лозунг — “Летать не вредно, вредно не летать!” Все они фанатично преданы небу и спорту.

На аэродроме Куковячино под Витебском открытые чемпионаты Беларуси по вертолетному спорту проходят уже сорок лет. Местный аэроклуб  ДОСААФ — база летной подготовки курсантов Военной академии. Здесь, кстати, работает известная среди летчиков “авиамама” Светлана Манько — единственная у нас женщина-инструктор пилотирования вертолетов, которая подготовила больше полусотни пилотов.

В этом году за призовые места боролись 13 экипажей из нашей страны, России и Украины. В командном первенстве победила команда нашего ДОСААФ, также наши вертолетчики стали лучшими в “развозке грузов” и “слаломе”. По сумме всех упражнений победил экипаж из Саратова — Юрий Филимонюк и Владимир Панарин.

Леттчики летают, а судьи соревнуются” — любят говорить на таких чемпионатах. Каждое упражнение оценивают судьи из трех стран, все они в прошлом пилоты и скучают по штурвалу. 


В руках опытного пилота вертолет весом 3,5 тонны плавно вальсирует
над землей.



“Полет на точность”. Пилот держит машину на постоянной высоте 2,5 метра и летит по размеченному на земле маршруту. Вертолет перемещается вперед, вправо, назад, влево, разворачивается на 90 и 360 градусов. В конце полета экипаж должен посадить машину на линию шириной пять сантиметров.


“Слалом” — самое зрелищное упражнение. Надо зачерпнуть в пустое ведро воду, пройти 11 ворот, не касаясь их ведром, и с первой попытки поставить его на стол.


Кто сказал, что летчик — мужская профессия? София Куршубадзе из минского клуба ДОСААФ уверена, что все победы впереди.




Груз ответственности. Оператор — глаза и уши летчика.





Каждая капля пролитой воды — на вес чемпионского золота. Ведро надо поставить в мишень, отклонение от центра — минус одно очко за каждый сантиметр.


infong@sb.by

Фото Владимира Шлапака

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter