Единственная девушка-тракторист рассказывает о себе и работе

Танго на тракторе

Настоящий фурор на параде в честь Дня Независимости произвел танец тракторов. Машиной, изображавшей «даму», вокруг которой увиваются «кавалеры», управляла Катя Кирилина, единственная девушка-тракторист на МТЗ. Она рассказала корреспонденту «Р» о работе, участии в балете тракторов и планах на будущее.

Под управлением Кати трактор в буквальном смысле слова пляшет
Мы встречаемся с Катей в сквере «70 лет МТЗ», разбитом возле центрального входа. Хотя сейчас девушка в отпуске, она наряжена в форменный красно-серый костюм — после тракторного «балета» Катя стала настоящей звездой, в очередь за интервью к которой выстраиваются журналисты. Мало того, что она — единственная на заводе девушка-тракторист, так еще и владеет техникой так виртуозно, что под ее управлением трехколесный трактор Belarus–80X, предназначенный для сбора хлопка, в буквальном смысле слова пляшет.

Справедливости ради надо сказать, что известность к девушке пришла даже не во время последнего парада.

— Помню, минувшей зимой мы помогали коммунальным службам убирать снег в Ленинском районе Минска, а кто-то из прохожих сфотографировал меня за рулем.

Изображение молодой девушки, лихо орудующей рычагами МТЗ-82, появилось в соцсетях, и уже тогда ей стали поступать первые просьбы об интервью.

Между тем, Катя Кирилина никогда не мечтала об известности, да и за руль трактора особенно не стремилась. Все произошло случайно.

— Девочка я была шустрая, — рассказывает Катя, — и после 9-го класса мама меня в Минск не пустила, предложила возвращаться в школу или поступать в местный лицей. Так я оказалась в Видзовском государственном профессионально–техническом лицее, где, кстати, углубленно преподавали физику и математику. Получила специальности водителя и слесаря, водительские права категорий «В», «С», а также удостоверение тракториста-машиниста. Планировала поступить в БГУИР, но, увы, не получилось.

Работать по распределению в колхозе Катя наотрез отказалась. За руль трактора молоденькую девчонку вряд ли пустили бы, а становиться дояркой не хотелось. В поисках работы отправилась в Минск. Сначала не могла никуда устроиться, а потом знакомый, работавший на МТЗ, предложил сходить туда в отдел кадров. Так Катя стала трактористом на заводе.

Шесть лет она проработала в транспортном цеху — на Belarus-82 с прицепом доставляла к конвейеру крупногабаритные комплектующие тракторов. Потом перешла в сталелитейный цех, и уже без малого три года перевозит металл.

Когда к празднованию дня рождения завода организаторы праздника задумали изобразить танец тракторов, место за рулем одного из них предложили единственной девушке, полагая, что это придаст постановке особый шарм. И не ошиблись!

— Ой, пока репетировали, друг друга чуть не позагрызали! — хохочет Катя, и на ее щеках проступают очаровательные ямочки. — Столько взаимных упреков было: один спешит, другой — медлит, третий вообще отвлекается.

Под песню «Касіў Ясь канюшыну» выступали две группы тракторов. В одной — три трехколесных трактора специальной хлопковой модели Belarus–80X. Один из них, Катин, с веночком на кабине-«голове», «ресничками» на фарах и «губами» на капоте, изображает барышню, два по бокам — ее друзей. Трехколесные трактора хороши тем, что у них очень маленький радиус разворота, можно кружиться фактически на одном месте. Вторая группа — «ухажеры» в соломенных шляпах, состоит из четырех малогабаритных тракторов Belarus-320.

— Изначально три хлопковых трактора должны были ехать в парадной колонне, — рассказывает Катя. — Но это было неудобно. Во-первых, максимальная скорость, которую они развивают, — 18 километров в час, а колонна на параде двигается со скоростью примерно 25 км/час. Во-вторых, было непонятно, как «выстраиваться» из колонны для танца. Было решено пустить тракторный «балет» отдельным номером.

По признанию девушки, при выполнении «кругов», «восьмерок», «змеек» труднее всего было добиться синхронного движения всех семи машин. Ориентировались не на музыку (ее в кабинах почти не слышно), не на счет, а исключительно друг на друга.

— Выстраиваясь в линию, оглядывались на последнего, он давал сигнал к движению, когда занимал свое место, — описывает процесс Катя. — Правостоящие смотрели на того, кто с левого края, у него самая маленькая скорость. Когда выстраивались в два параллельных ряда, «кавалеры» должны были ориентироваться на него. Когда нужно было поворачиваться на 180 градусов — мы смотрели на них. Такие получились маневры: мы — на них, они — на нас. Причем скорость у всех была разная.

Самой сложной для выполнения оказалась заключительная фигура танца — когда трактора выстроились в две шеренги и принялись описывать круги. Эти па понравилась зрителям больше остальных. Успех имела и танцевальная фигура, когда сошлись два МТЗ-320, встали «на дыбы» и так же, на задних колесах, разъехались. Выглядит фантастически, но, по словам Кати, ничего сложного в этом трюке нет — чтобы поднять трактор на задние колеса, нужно лишь резко нажать на педаль тормоза или же резко отпустить сцепление.

Главной же интригой выступления был «личный аспект». Оказалось, за рулем одного из Катиных «ухажеров» сидел ее жених Олег Циунель. Молодые люди работали в соседних цехах, но познакомились в городе — на уборке улиц от снега. Через месяц у них свадьба — вот почему Катя так загадочно улыбается, когда говорит о планах на будущее.

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter