Танго для настоящего кадета

Зачем мальчишек готовят отвечать по воинскому уставу лаконичное “есть”, и какой пример парни в кадетской форме подают своим сверстникамНедавно пришлось быть невольной свидетельницей любопытного “закулисного” знакомства. На базе одной из воинских частей проходил семинар по школьному военно-патриотическому воспитанию. Доклад, обсуждение общих вопросов, концерт учащихся на заданную тему. И вот девчонки, которые только что проникновенно читали монтаж с высокопарными фразами о долге и любви к Отчизне, поспешили к выходу. По территории воинской части до КПП их должен был сопровождать солдат срочной службы. Так положено принимать и провожать гостей. Между молодыми людьми по инициативе девчонок завязался непринужденный разговор. Школьницы оказались не из робкого десятка.

— Ой, курить-то как хочется, просто жуть! — заигрывающее произнесла одна.
— У нас не положено, — ответил военнослужащий.
Девушкам такая дисциплина явно не нравилась, но желание “закадрить” молодого солдата брало верх.
— Ой, как у вас тут строго, не по-нашему... — неугомонно болтали они по пути. — Пригласите нас еще. Мы придем...
Картинка эта надолго врезалась в память. Похоже, в той школе, где учились девушки, патриотическое и этическое воспитание все же давало сбой, а семинар готовили для очередной “галочки”. Школьницам так и остались неведомы азы элементарной культуры поведения. Выйдя за ворота КПП, они остановились и затянулись сигаретами...
Самодисциплина и выдержка
Андрей Лебедев, куратор кадетских классов, которые вот уже третий год создаются на базе витебской СШ № 21, во главу угла военно-патриотического воспитания ставит категорию морально-психологической устойчивости молодого человека. Хотя его кадеты — несовершеннолетние юноши, но они уверены в себе и готовы дать отпор любым мирским соблазнам и правонарушениям. “Нас с прямого пути не сбить” — услышала я от кадета 11-штрих “Г” класса Николая Торчика. И ни на минуту в сказанном не усомнилась. В этом классе действительно учатся не просто достойные из достойных, а те, кто прошел испытание дисциплиной, той самой, которую так не жалуют юноши переходного возраста. А между тем именно жесткая дисциплина делает в кадетском классе чудеса: уже через месяц школьной жизни по воинскому уставу парни преображаются на глазах. Вежливые, открытые, целеустремленные. Они не способны перечить учителю, обижать младших, сквернословить или обманывать.
— Вы не подумайте, что у нас нет проблем, — говорит Андрей Лебедев. — Достаточно. Но мы их решаем. Когда родители специально отдают своего непослушного отрока к нам на перевоспитание, этот номер не проходит. Через месяц-другой парня, если он не способен быстро понять, что без самодисциплины и мотивации офицером ему не стать, приходится переводить в обычный класс. Выдержку и организованность нужно прививать мальчишкам с малых лет. Если родители надеются только на школьных педагогов и сами не контролируют своего ребенка, эффект от обучения в кадетском классе будет не большой.

В идеале кадеты должны воспитываться в условиях круглосуточного пребывания в кадетском корпусе. Нужна специализированная кадетская школа со своим интернатом. Ведь если в армии солдатами служить могут все, то стать офицером способен далеко не каждый.
За одно даже маленькое правонарушение, допустим, распитие пива или слабоалкогольных напитков, кадет будет либо отчислен, либо просто не получит характеристику для поступления в Военную академию Республики Беларусь или на военный факультет.
Сила воли пограничника
В 16 лет юноша уже должен иметь конкретные цели и смело решать поставленные перед ним задачи. Многие воспитанники кадетского класса готовятся к поступлению на факультет пограничных войск военной академии.
— Для этого нужно наряду с изучением общеобразовательных предметов пройти тест годности для службы на заставе, — объясняет Андрей Лебедев. — Здесь большое значение имеет не только интеллект учащегося, но и психологическое соответствие.
По договоренности с Полоцким погранотрядом витебские кадеты проходят недельный курс молодого бойца в Ветрино. Познав все тяготы армейской службы, ребята возвращаются закаленными и еще более убежденными в правильности своего выбора.
— В основе службы пограничников — стойкость, верность воинскому долгу, дипломатичность, — говорит заместитель командира Полоцкого погранотряда Евгений Меркурьев. — Задача у пограничного наряда сложная: чтобы выстоять с оружием в руках всю ночь в непогоду, нужно иметь силу воли. Поэтому мы полностью поддерживаем идею создания кадетских классов. Из кадетов вырастают настоящие офицеры. Об этом свидетельствует и трехсотлетний опыт существования кадетских корпусов в России.
Утро кадета начинается с развода на занятия. На построение в 7.30 никто не опаздывает. В каждом взводе есть командир, через “должность” его заместителя проходят исключительно все кадеты. Особое внимание уделяется внешнему виду учащегося: единая форма одежды, чистая обувь. Кстати, у каждого кадета в наличии иголка с нитками. Они умеют подшить воротничок, на занятия носят все необходимые тетради и учебники.
Такие в принципе не самые сложные требования выдерживают далеко не все поступившие в кадетский класс. В 11-штрих “Г” классе из 25 осталось 16 кадетов. Требовательный куратор говорит, что и из этого числа, увы, не все получат положительные характеристики. Лебедев — человек принципиальный и, как говорят его воспитанники, справедливый. Будущие курсанты изучают Устав внутренней службы Вооруженных сил Республики Беларусь, ходят строем в столовую и учатся рапортовать. Все это для того, чтобы молодой человек безболезненно адаптировался к условиям жизни курсанта военной академии. Кстати, из пяти бывших кадетов, поступивших в прошлом году на факультет пограничных войск, трое сразу стали сержантами. И в этом заслуга не только самих ребят, но и их педагогов, родителей.
Разрешите пригласить
Нынешние курсанты факультета пограничных войск военной академии — вчерашние кадеты вспоминают свой первый кадетский бал как одно из самых ярких событий школьной жизни.
— Думаю, такие балы мы тоже будем организовывать, когда станем офицерами, — говорит первокурсник Денис Жилинский. — Здесь мы приобрели опыт общения с девушками, почувствовали себя более взрослыми и культурными людьми.
— Самое сложное в кадетском классе — подготовка к балу, — считает курсант Константин Прудников. — Как обычно, не хватает времени, надо готовиться к тестированию, а тут — танцы...
И все же кадет без бала — не кадет. Вальс, танго и другие танцевальные премудрости молодые люди постигают на уроках хореографии. На балу их очаровательные партнерши — учащиеся Витебского училища искусств, скромные и грациозные девчонки, будущие хореографы. Им нравится танцевать с кадетами, даже если не у каждого из них получается. В представлении девочек кадеты соответствуют образу настоящего мужчины.
— Они знают, чего хотят. Не теряются, готовы в любую минуту подставить свое плечо, то есть надежные ребята, — говорит учащаяся Ольга Шкитко.
Кадету Жану Трубенкову сложнее других давалось танго. После первых занятий он, как впрочем, и другие его сверстники, испытал шок.  После упорных занятий он оценил все достоинства бального танца и с гордостью продемонстрировал свои достижения на балу перед учителями и родителями. А вот кадет Женя Буценко предпочитает танцевальным занятиям уроки рукопашного боя.
— Я реально оцениваю свои возможности и готовлюсь к нелегкой службе, — говорит Евгений. — Даже дома отец старается поддерживать со мной уставные отношения. Главное — соблюдать порядок и помогать родителям по хозяйству. Могу сварить борщ, например.
Этикет защитников
Средняя школа № 21 гордится своими кадетами. Ведь вместе с ними в здании поселился дух благородства и сдержанности. Ребята в форме стали образцом хороших манер и для младших школьников, и для девчонок. Их выправка, чистые белые воротнички не позволяют сверстникам из параллельных классов проявлять прежнюю вседозволенность, хамство, нечистоплотность.
— Школьниками форма юных кадетов воспринимается как символ армии-защитницы, — говорит директор школы Людмила Борзенец. — Теперь малыши не боятся старшеклассников, а, наоборот, хотят им подражать, они чувствуют в кадетах своих защитников. А как изменились девочки! За два года — ни одного правонарушения! В отношениях между юношами и девушками появились уважение и мягкость.
У классного руководителя кадетского класса Людмилы Пашуто занятия ее подопечных бальными танцами вызывает восхищение.
— Первый раз на сцену они вышли на фестивале “Витебская снежинка”, — рассказывает Людмила Петровна. — Когда я их увидела в танце, поняла — научить танцевать можно каждого. И еще одна отличительная черта наших кадетов: я никогда от них не слышала фразы “это нам не надо”.
Для учителя, как и для родителей, кадеты — прежде всего дети, подростки. Но без определения “трудные”. Трудности переходного периода остались позади. А может, их и не было вовсе. Витебские кадеты приближают свою мечту, осознанно строят свое будущее, растут настоящими мужчинами — защитниками Отечества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter