Светлана Ходченкова играет чемпионку по фехтованию в фильме «На острие»

Танец с саблями

Как выяснилось, в фехтовании разбираются не только консультанты: продюсер Михаил Дегтярь был мастером спорта СССР, да и актер Сергей Пускепалис любил помахать саблей.  


Первое отечественное кино о фехтовании основано на реальных событиях: в 2016 году на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в финале за золото бились две российские саблистки, Софья Великая и Яна Егорян, у которых был общий тренер. На зимней Олимпиаде 2018 года похожая драматическая история произошла уже в фигурном катании — между воспитанницами одного тренера Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой. «Случай Медведевой и Загитовой известнее, потому что фигурное катание — более зрелищный вид спорта, — говорит продюсер фильма Елена Гликман. — А фехтование, да еще на саблях, — более элитарная дисциплина. Мне всегда казалось, что и занимаются им, и разбираются в нем очень немногие. Так я думала, пока не началась работа над фильмом «На острие». Мало того что мой муж и сопродюсер картины Михаил Дегтярь — мастер спорта СССР по фехтованию, это я, разумеется, знала. Наш друг Юрий Стоянов всегда с особым интересом расспрашивал о съемках, потому что и он фехтовал на саблях и даже был чемпионом УССР. Когда я встречалась по поводу другого проекта с режиссером Андреем Малюковым, выяснилось, что он тоже мастер спорта по фехтованию. У нас мечтала сняться Анна Цуканова-Котт — она участвовала в реалити-шоу «Дуэль» канала Россия, но наша совместная работа не сложилась, потому что Аня оказалась беременна. Когда мы предложили играть тренера Сергею Пускепалису, оказалось, что он тоже серьезно занимался фехтованием, и именно на саблях!»

Светлана Ходченкова сыграла настоящую королеву спорта

Палки наголо! 

Пускепалис переживал, что в его съемочный график не получится вписать «На острие». И даже хотел передать саблю тренера сборной России в хорошие руки: «Если я не смогу, пожалуйста, возьмите моего однокурсника Игоря Яцко — из него тоже получится хороший тренер, он хорошо фехтует». Время все же нашли — но тут выяснилось, что необходимо увеличить период тренировок для актрис, поэтому начало съемок перенесли с января на февраль. По счастливому стечению обстоятельств и старт работы над картиной «Идеалист», где Сергей должен был сниматься после нашей драмы, тоже перенесли на месяц. 

«Я, как и все мальчишки, обожал кино, где дерутся на шпагах, саблях и мечах, — вспоминает Пускепалис. — Подражая любимым героям, мы фехтовали на улице палками и ветками. А когда я учился в Саратовском теа­тральном училище, то тренировался уже серьезно: с нами занимался первый тренер советской олимпийской сборной по фехтованию на саблях Михаил Васильевич Сазонов. Саратовская школа была и остается очень сильной. Конечно, у актеров совсем не такие задачи, как у спортсменов: нам, действуя внешне правдоподобно, наоборот, надо не уколоть, не ударить соперника. Фехтовали мы не только на занятиях, но и в свободное время, просто для себя, нам очень нравилось. Навык не утрачен: я по долгу службы периодически беру в руки оружие, например, за год до работы в фильме «На острие» махал мечом в сериале «Золотая орда».

Человек в железной маске

Спортсменок сборной России вместе с Ходченковой сыграли Софья Эрнст, Хильда Кармен и Стася Милославская. Очень быстро решив, что на роль холодной королевы, капитана сборной Александры Покровской, надо брать Светлану Ходченкову, долго не могли определиться, кто же сыграет рьяную Киру Егорову, которая, приехав из провинциального городка, становится соперницей Покровской — сначала в спорте, а потом и в жизни. 

Кадр из фильма: Алексей Барабаш (слева) сыграл мужа героини Ходченковой

Лучше всего в паре с Ходченковой смотрелась Стася Милославская, которую режиссер картины «На острие» Эдуард Бордуков уже снимал в своем фильме о футболе «Коробка». А параллельно с фильмом о фехтовании Стася играла и в основанном на реальных событиях триллере про фридайвинг «Один вдох» — там ей досталась роль дочери рекордсменки Марины Гордеевой. Продюсеров смущала субтильность Стаси: у фехтовальщиц на саблях достаточно хорошо развита мускулатура, а у Милославской совсем другой тип телосложения. Но потом решили, что ее Кира будет брать не столько физическими данными, сколько внутренним стержнем, силой характера.

«Со Светланой, — рассказывает Милославская, — мы отлично ладим, можем дурачиться, даже бить друг друга по голове саблей… Поначалу в фехтовальной амуниции чувствуешь себя ужасно неудобно, как космонавт в скафандре. Простая хлопковая кофта, потом защита, потом обычная куртка, потом электрокуртка — как капуста, забываешь, в каком порядке все это надевается! В этом виде спорта очень быстрые удары, за которыми не всегда может уследить человеческий глаз. А благодаря электрокуртке фиксируются все касания, и, когда соперница дотрагивается до тебя саблей, счет высвечивается на табло… Я училась фехтовать в Школе-студии МХАТ, на третьем курсе это обязательная дисциплина — сценическое фехтование. Но те занятия были для меня мучением: я левша, а в институте взяла шпагу в правую руку, чтобы повторять движения за педагогом. И из-за этого ничего не получалось. А на съемках мне дали саблю в левую руку, и тренировки давались легко. Нас учили именно изображать фехтовальщиц — для этого очень важны правильные стойки, правильное положение рук и спины, чтобы человек, знакомый с этим видом спорта, не заметил подвоха. Мы учились естественно, легко подключать к маске проводки, надевать ее одним движением. Я уже привыкла ходить обвешанной какими-то проводками, не обращать на них внимания — и сегодня за это поплатилась. Поправляла волосы, а сабля болталась на проводке — и ударила ею себя по голове. Рассекла кожу возле глаза и на носу, еще полтора сантиметра — и в глаз бы попала! Пришлось на полчаса задерживать съемки, прикладывать лед. Гримеры заклеили порезы медицинским клеем, закрасили, так что их почти не видно. Очередное напоминание, что с саблей нельзя расслабляться: это орудие убийства. У нас даже оператор на площадке в маске работает, когда снимает состязания».

Сергей Пускепалис, Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Хильда Кармен и Софья Эрнст

Саблистки должны твердо стоять на ногах

В сценах боев актрис заменяют дуб­лерши — профессиональные саб­листки, график у которых  едва ли не более сложный, чем у кинозвезд: если не турнир, то усиленная подготовка к нему. Жертвовать соревнованиями ради кино они не могли, но уж если выкраивали дни для съемок, работали с полнейшей самоотдачей. А одна из спортсменок была беременна. Женщины из съемочной группы хватались за сердце: «Как же ты тут прыгаешь, какая у тебя нагрузка! В твоем положении так нельзя!» Но фехтовальщица отмахивалась, мол, ничего страшного. И прекратила сниматься, только когда живот заметно округлился. 

Насмотревшись рекламных роликов с фехтовальщиками, режиссер просил дублерш: «Подпрыгивайте! Еще выше!» Но постановщик боев, послушав его, сказал: «Если вам нужно высоко прыгать, возьмите гимнасток! Саблистки должны очень твердо стоять на ногах, чтобы наносить удар, они так прыгать не умеют. В роликах снимают не их ноги!» 

«Легко снимать фехтование, когда есть лошади, перья, шляпы, песни, — говорит режиссер Эдуард Бордуков. — А у нас-то кино про профессиональное фехтование! Очень сложно ви­зуализировать этот вид спорта, чтобы сделать его интересным обычному зрителю, хоть отчасти передать его стремительность, красоту и азарт… Сам я профессионально занимался бегом на длинные дистанции. Я мастер спорта международного класса, был чемпионом России… И это помогает снимать «На острие» — законы профессионального спорта более-менее универсальны».

Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ.

Все фото: Сюзанна Дарни/Кинокомпания «Телесто».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter