Танец потерял голову

Юбилейный, XXV фестиваль современной хореографии в Витебске IFMC–2012 завершился полным триумфом...

Юбилейный, XXV фестиваль современной хореографии в Витебске IFMC–2012 завершился полным триумфом украинских танцовщиков: сразу 4 престижные награды уехали в Киев. И теперь витебской публике предстоит выучить несколько новых имен премированных балетмейстеров. Пришлось фестивалить не один год, чтобы запомнить, например, хореографа Раду Поклитару. Кстати, пикантная подробность: все четверо нынешних киевских лауреатов — ученики Раду Витальевича. Он, в свою очередь, 10 лет оттанцевал в нашем Большом, учился ставить спектакли у Валентина Елизарьева, не раз и сам становился победителем IFMC, а ныне руководит театром «Киев модерн–балет». Где истоки модерна Поклитару и его даровитых «птенцов»? В чем их загадка и своеобразие? Большой вопрос.


Мысль


Статус «юбилейный» обязывал организаторов фестиваля к лихому началу. И зрители его получили: спектакль «Посвящение великому искусству футбола» норвежской компании Йо Стромгрена привел в экстаз и случайных в зале зрителей, и профессионалов. Несмотря на то что этот балет отметил свое 15–летие, ничто в нем не устарело. Зрелище и отточенность техники танцоров захватывают с первых секунд. Стромгрен выворачивает наизнанку мир футбола, доказывая, что любой фанатизм, чего бы он ни касался, вреден и со стороны выглядит комично. И даже присутствие откровенного мужского стриптиза в спектакле не смутило профессора, заслуженного деятеля искусств, члена экспертного совета фестиваля Юлию Чурко. А вот неоправданная обнаженка французской компании La Vouivre в балете «Упс» показалась безвкусной.


Самое главное, чем страдают многие постановщики–конкурсанты, — отсутствие мысли, оригинальной идеи и собственного взгляда на природу танца. Среди ученических работ были откровенные заимствования из хрестоматийных балетов прошлого века. Молодые хореографы не умеют сформулировать проблемы, адекватные дню сегодняшнему. На сцене IFMC по–прежнему много камерного, если не сказать бытового выяснения отношений. К набившему оскомину дуэту «мужчина и женщина» разве что добавились пары «мужчина и мужчина», «женщина и женщина». И все они — молодые, казалось бы, люди — необъяснимо много грустят, схваченные лучом световой пушки.


Музыка


Резало ухо и музыкальное однообразие номеров. Кто бы подсказал хореографам, что в мире есть и другие авторы, кроме Равеля и Генделя. А вот певицу–хохотушку Пелагею вряд ли можно отнести к серьезным современным композиторам, тем более использовать ее песни для реализации оригинальных балетных замыслов. Конечно, можно танцевать и под звук капающей из крана воды, как, например, это делали на конкурсе японские артисты из труппы Dance Creation Award, но для этого необходима и мысль чуть помощнее, чем скачущие по сцене лубочные матрешки. Как любит наставлять артистов балетный критик Вита Мозурайте, идите и ищите интересную музыку для своих постановок:


— Когда со сцены звучит то, чему ты можешь подпевать, — это уже не заслуга хореографа, если зрители в некоторые моменты начинают хлопать. Такой спектакль нравится просто потому, что люди чувствуют себя его участниками благодаря знакомым композициям.


Танец


Профессиональное международное жюри во главе с народным артистом СССР Владимиром Васильевым отметило высокий технический уровень конкурсантов. Почти все коллективы демонстрировали грамотное владение школой, затейливые комбинации тел и профессиональное чувство партнерства. Искусствовед Хейде–Мари Хэртель была приятно удивлена тем, что в Восточной Европе уцелел сам танец:


— Сегодня некоторые немецкие хореографы выставляют киноэкран, демонстрируют видео, а на сцене в это время происходит имитация хирургической операции на колене — и это уже считается современной хореографией. После вашего фестиваля у меня появилась уверенность: вы обладаете тем, что у нас уже, к сожалению, утеряно, — доверием к собственному телу и движению. Не теряйте эту способность!


Американский хореограф Венди Перрон отметила, что миниатюры были сильнее по своему наполнению, чем одноактные балеты, авторы которых нуждаются в серьезной редакторской правке. Председатель жюри Васильев развил эту мысль:


— Лучший редактор — это хореограф, который имеет голову на плечах. Не нужно вталкивать в постановку все, что напридумывал. Иные конкурсные балеты, которые длились по 20 минут, были слабыми. А вот некоторые миниатюры стали для меня настоящим откровением. Случались моменты, когда я ловил себя на ощущении, что слеза хочет скатиться по моей щеке. И ничего с этим поделать не мог. Это высшее удовольствие для артиста, когда ты так искренне и эмоционально воспринимаешь своих собратьев по искусству.


Впечатления юбилейный форум оставил самые разнообразные. Мы имеем откровенно сильных танцовщиков, но все еще продолжается поиск талантливых балетмейстеров. К красивому телу хотелось бы приделать светлую голову, при этом не растерять традиции, выглядящие так привлекательно в глазах наших гостей из других стран.


Кстати


Финальная точка фестиваля–2012 будет поставлена 28 ноября в Минске, в Большом театре, где минской публике представят два гостевых спектакля: «Дождь» (Киев модерн–балет) и Dream (Национальная танцевальная компания Уэльса, Великобритания). Сегодня киевская труппа выступит в Гродненском драматическом театре с постановками Раду Поклитару «Болеро» и «Дождь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter