Спектакль «Титаник» в театре музкомедии чуть не постигла та же участь, что и одноименный лайнер

Танец одной катастрофы

Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. В Белорусском государственном академическом музыкальном театре, похоже, в подобные приметы не верят. Там задумали поставить балет «Титаник» и, даже несмотря на то, что спектакль чуть не потонул еще на стадии написания музыки, уверены:  все будет хорошо.

Все герои спектакля — пассажиры тонущего корабля.

Художественный руководитель театра Адам Мурзич в предвкушении и с ходу заявляет: 

— Думаю, получится интересный балет. Во-первых, музыку пишет Олег Ходоско, во-вторых, ставит Сергей Микель. Последний зарекомендовал себя современным хореографом с необычной стилистикой. Его первый спектакль «Вишневый сад» идет у нас с успехом. Вопрос упирался лишь в то, кто напишет музыку. В итоге сейчас этим занимается Олег Ходоско. Уверен, он не подведет. Это, если так можно выразиться, наш придворный композитор, то есть человек проверенный.

Адам Османович деликатно упускает один очень важный момент. Вообще, премьера балета была назначена еще на март, но по не зависящей от театра причине его пришлось перенести на закрытие сезона. И эта причина вовсе не финансовая. Банальный человеческий фактор. Один известный наш музыкант взял на себя обязательства написать музыку, но так ее и не написал. В итоге тонущий «Титаник» пришлось спасать Ходоско. Олег Игоревич много раз подставлял свое профессиональное плечо театру: «Шалом алейхем! Мир вам люди!», тот же «Вишневый сад» и т.д. Словом, в этом человеке можно не сомневаться. Но кто такой Сергей Микель?

Молодому балетмейстеру предстоит немало поломать голову над постановкой.
Наш герой сам о себе говорит мало, скромничает. Родился в маленькой деревне на Витебщине. Около дома протекала Двина, а на противоположной ее стороне — в Верхнедвинске — находилась школа искусств. Несколько раз в неделю на протяжении шести лет пешком через мост и ходил юный Сергей туда на хореографию. Была у него там и классика, и народные танцы, и все остальное. Потом два года выступал в профессиональном коллективе. Затем — поступление в колледж искусств в Витебске. А после него мечта – отделение режиссуры хореографического искусства в академии музыки.

Вообще, настоящие поклонники балета наверняка уже слышали это имя. Год назад выпускник Белорусской государственной академии музыки поставил в музкомедии «Вишневый сад». Скажем так: этим спектаклем отчитался о своем обу­чении под крылом народного артиста СССР Валентина Елизарьева. К слову, Валентин Николаевич возлагает на своего ученика большие надежды, называя его самородком. Балетные критики уже окрестили Сергея «вторым Елизарьевым». Авансы, а вместе с ними и огромная ответственность нелегким грузом лежат на плечах молодого балетмейстера. 

Свои надежды и у директора музкомедии Александра Петровича. Ведь идея постановки «Титаника» родилась именно у него. А реализовывать ее он доверил вчерашнему выпускнику академии. Вообще, не каждый молодой отважится браться за идею, которая никогда не воплощалась на сцене, да еще языком танца.

— Мне самому очень интересно брать материал, который раньше не использовался. Так было и с «Вишневым садом», так теперь и с «Титаником», — говорит Сергей. — Это сложно и легко одновременно. Нет никаких стандартов, и никто не сможет тебя упрекнуть, что ты какую-то сцену сделал не так, как кто-то придумал ее сто лет назад. Здесь я волен делать все, как я это хочу и как я это вижу. 

В «Вишневом саде» Сергей достаточно бережно обошелся с литературной основой. Тогда сценарий и либретто строились именно на произведении Чехова. И сейчас в основе очередного балета будет лежать сюжет кинофильма, а если точнее, достоверная история катастрофы морского лайнера.

— Да, это будет тот самый «Титаник». Конечно же, никуда не уйти от фильма. В этом и есть мое опасение: все будут сравнивать с кинолентой, — продолжает балетмейстер. — Но я всем говорю: вы идете на балетный спектакль, а не в кинотеатр. 

Сергей сделал все возможное, чтобы постановка получилась максимально достоверной. Он нашел весь список пассажиров первого, второго, третьего классов корабля, в итоге каждый артист его балета будет иметь реального прототипа. Балетмейстер умышленно избегает слова «кордебалет» в отношении этих людей. Говорит, в его варианте все герои равнозначны. Выделяются разве что любовная история и семейная линия. Последняя, кстати, и есть небольшой авторский вымысел. 

Труппа музкомедии состоит в основном из вчерашних выпускников хореографического колледжа.

Даже в музыке спектакль будет достоверен настолько, насколько это возможно. Как известно, на лайнере играл оркестр, и спасшиеся пассажиры говорили, что слышали музыку вальса «Осенний сон» Арчибальда Джойса и английский христианский гимн XIX века «Ближе, Господь, к Тебе». Микель очень бережно вписал эти музыкальные эпизоды в спектакль. Каким будет финал спектакля, Сергей не раскрывает. Только приоткрывает: в нем будет читаться и катастрофа, и надежда на спасение.

Балетмейстер не скрывает еще одну серьезную проблему — молодая труппа. С ней были определенные сложности еще при постановке «Вишневого сада». Правда, тогда выпускник академии, что называется, работал на чужой территории, сейчас же у него совсем другие права: с сентября он в штате театра, а потому и требования предъявляет более высокие. И если в плане профессионального роста, мастерства определенные успехи есть, то с количеством артистов в классической труппе — настоящая беда. Сергей вроде уже и смирился, но все равно убежден, что в таком грандиозном спектакле должно участвовать значительно больше артистов. 

Радует и спасает его команда, с которой он работает над спектаклем. В первую очередь это художник театра Любовь Сидельникова: и в прошлый раз, и сейчас на ней и декорации, и костюмы. Конечно, Олег Ходоско. Дирижер Марина Третьякова как связующая нить между композитором и балетмейстером. Вот-вот со своим мнением в театре появится и наставник Сергея. А если в деле участвует Валентин Елизарьев (пусть даже в качестве советчика), в успехе балета можно не сомневаться.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter