Валентина Гаевая и ее «Хорошки» уже 45 лет доказывают, что белорусы не лыком шиты

Танец как бренд

Постановки Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки» можно рассматривать, как картины старых мастеров, — столько в них красок, эмоций, исторических персонажей! Тут и простые крестьяне, и колоритные ремесленники, и музыканты, и шляхта в мехах и кожаных сапожках… Причем все персонажи белорусские. Находясь на концерте «Хорошек», невозможно не испытать чувство гордости за нашу культуру и историю. Но когда ансамбль только зарождался, белорусов было принято показывать другими — простыми крестьянами и непременно в лаптях. Художественному руководителю ансамбля народной артистке Беларуси Валентине Гаевой пришлось по крупицам восстанавливать наше прошлое, а потом годами доказывать миру, что есть такой народ — белорусы. И что у этого народа есть своя богатейшая культура. В этом году «Хорошки» отмечают свое 45-летие. К юбилею ансамбль подготовил серию концертов. А кульминацией празднования станет масштабное торжество в Большом театре, которое состоится уже завтра.

По зову предков

Каким по счету будет у «Хорошек» этот концерт, никто не возьмется сказать. Ежегодно у ансамбля свыше сотни выступлений в стране и за рубежом. Белорусским артистам аплодировали в более чем сорока странах — Англии, Бельгии, Германии, Дании, Индии, Италии, Испании, Иордании, Польше, Сирии, США, Финляндии, Франции, Японии и других. Любопытно, что на сцене Большого театра коллектив еще не выступал. Поэтому завтра, можно сказать, премьера. Валентина Ивановна признается, что сильно волнуется. Мы встретились с ней сразу после репетиции концерта. По дороге из репетиционного зала в кабинет народная артистка успевает раздать коллегам указания по поводу костюмов, афиши, следующей репетиции... В работе коллектива она привыкла все контролировать сама. Говорит, установив однажды высокую профессиональную планку, снижать ее уже нельзя. А потому что ни концерт — то волнение:

— С первого дня рождения ансамбля и первого концерта мы работаем только живьем. Выступление свое озвучиваем сами. У нас свои вокалисты и музыканты. Мы знаем, что за чем должно идти, что и как должно звучать. Но на новом месте выступать всегда труднее. Технические и акустические возможности сцен разные. Да и программа наша специфическая. Если человек знает историю народа, знаком с его культурой, он не задаст вопросы, увидев персонажей в мехах: «А кто это был?» Но до сих пор для некоторых зрителей такие номера — открытие.

Валентина Ивановна вспоминает, что в советские времена было не принято вспоминать, что на территории Беларуси жили Радзивиллы, Тышкевичи, Сангушки, Сапеги, Хрептовичи и другие магнатские роды. О белорусах говорили как о лапотном, сермяжном, бедном народе.



— Мне хотелось вернуть престиж белорусской истории! С XII века до полного раздела Речи Посполитой Беларусь, пусть она и по-разному называлась, но была центром Европы. В ХХ веке об этом не знали. Когда выступали на первых порах за границей, звучали вопросы: «Кто это? Белорусы? А где они живут? В какой стране?» Сейчас уже не спрашивают, — говорит Валентина Ивановна. — Более того, однажды в Италии для нас сделали афишу: нарисовали карту Европы, в центре отметили Минск, а снизу большими буквами написали «Хорошки».

Что интересно, сама Валентина Ивановна — из России. И часто многие удивляются, откуда у нее такое сильное чувство национальной гордости за белорусов. Народная артистка объясняет это так:

— Мне нравятся белорусские люди, сама Беларусь, ее природа. Да и мой дед по материнской линии был белорусом. Очевидно, непростым. Или из той шляхты, которую выгоняли с родных земель, или из тех, кто поднимал восстания. Все они катились на юг России. Я уже родилась в Сталинградской области (сейчас Волгоградская), в ста километрах от железной дороги, в глуши. Белоруса в дедушке выдавало имя Алесь и его «гаворка». Это я из уст бабушки услышала. С дедом познакомиться не довелось — пропал в революцию. А бабушка осталась с двумя детьми на руках, так и прождала деда всю жизнь. Сама она тоже была из дворянского рода. Но все это нужно было скрывать. Даже отчество у мамы не Алесевна, а Алексеевна. Сама я о деде Алесе узнала от бабушки, когда училась в Москве, тогда уже можно было не бояться своего рода.
Название ансамбля произошло от старинной белорусской деревни Хорошки Могилевской области. Там в начале 70-х годов прошлого века был записан танец «Гусарики», который и сейчас есть в репертуаре коллектива. Было время, вспоминает Валентина Гаевая, когда ансамбль обвиняли в том, что он сам себя хвалит: мол, посмотрите, какие мы хорошие. Но после выступления замолкали, понимая, что название оправданно

Мех для «лаптежников»

На родину деда Валентина Гаевая попала в 1967 году. Сразу работала в могилевском коллективе «Веснянки». Спустя несколько лет, после победы на конкурсе балетмейстеров с белорусским танцем, ее пригласили в Белгосфилармонию. Там Валентина Ивановна и задалась целью создать белорусский национальный танцевальный коллектив, который мог бы соревноваться в мастерстве с такими гигантами, как ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль Грузинского национального балета имени Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, ансамбль танца имени Павла Вирского.

— И я знала, что создам. Но это было очень трудно и долго, — признается Валентина Ивановна. 

До Гаевой никто серьезно не занимался ни белорусским танцем, ни белорусским костюмом. Информацию приходилось собирать по крупицам. Движения подсматривались на деревенских праздниках и сводных концертах самодеятельности. О костюмах узнавали из архивных документов:

— Меня возмутило, что никто не развивал белорусский костюм. В то время как русские, украинцы, поляки, прибалты могли похвастаться большим количеством разнообразных коллекций, у нас все выходили на сцену в комплекте из юбки, жилетки и повязки на голову. Для государственного ансамбля этого было мало. Пошла в Академию наук и попросила предоставить весь имеющийся у них материал о белорусском костюме. Но на меня посмотрели как на умалишенную. Никакой информации не было. Пришлось искать другие ходы.


Валентина Ивановна обратилась за помощью к художнице ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (нынешнего Мариинского театра) Галине Смирновой. Они вместе копались в запасниках Центрального этнографического музея в Ленинграде в поисках белорусского костюма, вместе готовили первую программу «Хорошек». Позже одевать артистов Валентине Ивановне стал помогать ее сын — художник Алексей Гаевой. За время существования ансамбля создано более 6 тысяч костюмов! Каждый — произведение искусства. Особенно поражают дорогие магнатские наряды.

— Помню, как возмущалась бухгалтер: «Тебе мех нужен? Не знаешь, кто такие белорусы? Они же «лаптежники»!» — вспоминает художественный руководитель. — На первых порах критиковали многие, особенно чиновники. Сразу говорили, что в «Хорошках» танцуют не так, как в фольклоре. Когда одела на артистов княжеские костюмы, стали обвинять в том, что я ополячила белорусскую культуру.

Когда в тебя не верят, работать непросто. Но Валентина Ивановна никогда не сдавалась. И вскоре доказала, что ее труд заслуживает похвалы. В 1977 году «Хорошки» приняли участие во Всесоюзном смотре-конкурсе среди профессиональных коллективов Советского Союза в Москве и стали лауреатами первой премии. Это было своего рода сенсацией. После возвращения на родину на ансамбль посмотрели другими глазами. А вот за границей он сразу завоевал любовь зрителей. Уже через год после основания «Хорошки» поехали по линии общества дружбы в Данию. С тех пор гастроли за рубеж стали ежегодными.

— Не представляете, сколько людей в мире знают о «Хорошках», — говорит народная артистка. — Мы побывали с концертами в более чем сорока странах. Очень любят нас в Италии, иногда выступали там по несколько раз на год. А какие у нас фанаты в Финляндии! Ради концертов они путешествовали за нами из Хельсинки по всей стране.
Валентине Гаевой пришлось возрождать не только танцы и костюмы, но и музыкальные инструменты. Именно благодаря ансамблю «Хорошки» были собраны и воссозданы впервые в Беларуси такие старинные инструменты, как лира, гудок, басетля, окарина, жалейки, кмены. Пришлось искать не только мастеров, которые смогли бы их создать, но и музыкантов, способных на них играть

Концерт для Тэтчер

Да что там говорить — сама Маргарет Тэтчер благодарила Валентину Гаевую после концерта «Хорошек». Валентина Ивановна с теплотой вспоминает то время: 

— Это был 1979 год. В Лондоне проходила Выставка достижений народного хозяйства СССР. Отдельно как республики свои павильоны выставляли БССР и Грузия. Кроме всего прочего, они должны были представить по коллективу. На грузинском стенде выступал ансамбль «Рустави». У нас — «Хорошки». Попали мы туда случайнейшим образом. В Минск из Торгово-промышленной палаты СССР приехала делегация, чтобы отсмотреть коллективы и выбрать артистов, которые отправятся в Лондон. Делегацию привезли в филармонию. В тот день мы давали концерт. Москвичам предложили посетить выступление, а потом уже посмотреть все коллективы. Но увидев наших артистов на сцене, они сказали: «Нам больше никто не нужен». В нашем Министерстве культуры были ошеломлены таким выбором, однако перечить не стали. Мы отправились в Лондон. Выставка была превосходная!

Валентина Ивановна вспоминает, что тогда впервые был представлен космический павильон, экспонировался обнаруженный на Дальнем Востоке мамонтенок Дима…

— Выставка длилась около месяца. И что ни день — аншлаг. Там Европа о нас и узнала. Приезжали из Франции, Бельгии, Италии… А однажды выставку и наш концерт посетила сама Маргарет Тэтчер. Она только вступила в должность премьер-министра. Как-то вечером меня вызвало руководство выставки: «Завтра со своей группой придет Тэтчер. Дайте выступление минут на 20. Но смотрите, чтобы во время концерта она не встала и не ушла». Как же я тогда волновалась! — вспоминает Гаевая. — Выступили, артисты ушли со сцены. Тэтчер осталась сидеть. «Ну что, Валентина Ивановна?» — спрашивают меня артисты уже в раздевалке. — «Я свою работу выполнила. Вы тоже». И вдруг шторка раздвигается, и к нам заходит невысокая, скромно одетая… Тэтчер, рассыпаясь в благодарностях: «Thank you very much! Thank you very much!..» И так это было искренне, что я даже позволила себе обнять ее.

Валентина Гаевая познакомила с белорусской культурой не один десяток стран и доказала, что нас есть за что уважать. А получилось ли убедить в этом самих белорусов?

— Очень сложно было, — признается Валентина Ивановна. — Часто слышала, как говорили: «Я ненавижу белорусское искусство!» Меня это всегда очень расстраивало. Как можно ненавидеть свой фольклор, свой народ? Все, что создавалось веками, очень ценно. Скептики это осознавали, когда попадали на наши концерты. Смотрели, пускали слезу, а после выступлений признавались: «Сегодня же поеду в деревню к маме». У зрителей во время наших концертов преображается что-то внутри! К сожалению, не многие люди сегодня беспокоятся о состоянии души. Их волнует другое — сколько денег получат, на что их потратят, куда поедут в отпуск… Книг не читают, выставки не посещают, на концерты не ходят. А ведь искусство формирует человеческую душу.

Понимая, что пообщались с народной артисткой в ее кабинете уже более часа, задаю напоследок вопрос:

— Валентина Ивановна, не первый год ломают голову над тем, что может быть брендом нашей страны. Танец, на ваш взгляд, может?

— Каждый мой танец — бренд Беларуси, — без ложной скромности заявляет народная артистка. — Ни один номер не повторяет основное движение по сцене. Все очень ярко, живо, разнообразно… Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


От «Гусариков» до «Пилигримов»

В репертуаре Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки» более десяти театрализованных программ. «Фольклор» представляет все богатство национального традиционного танца, которое долгие годы собиралось со всей территории современной Беларуси: тут и «Гусарики», и «Весялуха», и «Мітусь», и многое другое. Программа «Белорусы» («Времена года») презентует обряды и календарные праздники белорусов, сохранившиеся с древних времен до наших дней. Через танцы зрителям показывают, как праздновались «Святкі», кто такие «Валачобнікі» и так далее. Одна из самых ярких программ ансамбля — «Полацкі сшытак». В ее основу положены оригинальные нотные записи белорусской и западноевропейской светской музыки XVI—XVII столетий. Своей красотой и исторической достоверностью поражают номера «Вечер в замке», «Соколиная охота», «Танец ремесленников», «Пилигримы» и многие другие. За постановку этого хореографического спектакля в 1996 году Валентина Гаевая удостоена Государственной премии Республики Беларусь.

Впервые в Большом 

Юбилейный концерт, посвященный 45-летию Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки», состоится завтра, 23 ноября, на сцене Большого театра оперы и балета. Артисты порадуют зрителей премьерой «Купальская сюіта» в 3 частях и одной из самых ценных жемчужин своего репертуара — программой «Полацкі сшытак», ярко иллюстрирующей страницы белорусской истории эпохи Возрождения. Среди сюрпризов вечера — музыкально-хореографические поздравления от солистов Большого театра.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter