Тандем «эко» и «агро» выигрышен!

В Россонах для развития агроэкотуризма открыли информационный центр при помощи местных властей и совместного проекта Европейского союза и ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне». Центр этот — звено между природой и потенциальными клиентами, которые хотят приобщиться к природе. Место, где сходятся данные о том, какие и где водятся животные, где что растет. И развитию агротуризма он поможет. Жить и питаться гостям района ведь надо. Но в сфере агро- и экотуризма множество «детских болезней». Разберемся с ними — привлечем сотни и тысячи туристов из-за рубежа.

В Россонах для развития агроэкотуризма открыли информационный центр при помощи местных властей и совместного проекта Европейского союза и ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне». Центр этот — звено между природой и потенциальными клиентами, которые хотят приобщиться к природе. Место, где сходятся данные о том, какие и где водятся животные, где что растет. И развитию агротуризма он поможет. Жить и питаться гостям района ведь надо. Но в сфере агро- и экотуризма множество «детских болезней». Разберемся с ними — привлечем сотни и тысячи туристов из-за рубежа.

«Эко-Росы» созданы на базе двух заказников — «Красного Бора» и «Синьши». Агро- и экотуризм в работе организации сочетается довольно органично. Прежде всего, каждой группе, которая приезжает побродить по лесам, сфотографировать птиц или животных, насобирать ягод, надо предоставить место проживания. И тут на помощь приходят хозяева агроусадеб — в районе их более 20. Но есть и проблемы. Например: меню каждый владелец усадьбы составляет свое. У одних борщ и драники, у других — домашние колбаски и окрошка. Иностранцам разнобой не понятен. Почему все разное? А вдруг на соседнем подворье лучше? Привыкли к питанию а-ля «шведский стол». Конечно, единое меню для всех усадеб не разработаешь… Или взять услуги приезжим: у одних — моторная лодка есть,  другим дадут велосипеды покататься. А западноевропейцам нужен большой спектр — и то, и другое, и третье. Для иностранцев нужен особый ассортимент, особый подход. Ведь за свои капризы они готовы платить!

Наплыв постояльцев в усадьбы зависит от работы заказников и «Эко-Рос». И мы всячески стараемся завлечь клиента, особенно иностранца. Например, моя голубая мечта — организовать наблюдение туристов за жизнью бурого медведя. Это очень распространено в Скандинавии, Эстонии, Германии. Но проблемы начинаются с первых шагов. Для того чтобы привлечь косолапого в нужную точку, необходимо ежедневно класть там мясные отходы. Но по охранному законодательству, правилам ведения охотничьего хозяйства — запрещено. А ведь это золотое дно — медведей в Западной Европе намного меньше, чем у нас. Фотоохотники-«медвежатники» заселили бы на весну-осень все агроусадьбы.

А проблема «чересполосицы»? Территория заказников управляется сразу несколькими учреждениями. И нашему, природоохранному, с ними тягаться трудно. Землевладельцы — лесхоз, охотничье хозяйство, ему подчиненное, а также несколько частных организаций такого профиля. Озера также поделены. И между «соседями» часто бывает недопонимание. Мы, «Эко-Росы», даем меньше прибыли, и пролоббировать свои интересы «наверху» очень трудно. Ходит медведь или рысь, например, по территории, где ведется лесозаготовка, и точку для наблюдения за ним там уже не устроишь. Повторюсь: посмотреть на медведей, рысей, сов съехалось бы много любителей природы, в усадьбах 7—8 месяцев в году слышали бы исключительно иностранную речь.

Появление информационного центра — вещь положительная, но механизмы работы с приезжими пока не отработаны. Почему бы, к примеру, турбизнес в глубинке не отдать в частные руки. Если мне надо пойти послушать глухариный ток в 3 ночи —  пойду, я — орнитолог, это мое хобби и работа вместе взятые, удовольствие от общения с природой мне не заменят никакие деньги. Но специалистов-фанатов не так много. Должна быть система финансовой заинтересованности работников.

Реклама — двигатель прогресса. И чем она лучше, авторитетнее, тем больше народу приедет в Россоны. Лучшей рекламой нашей природы для фанатов флоры и фауны были бы документальные фильмы, показанные по крупнейшим каналам мира. В этом году к нам приезжали представители киногруппы, снимающей знаменитый английский цикл «Дикая природа» с Найджелом Марвином. Вполне возможно, что они приедут снимать фильм о Беларуси в следующем году. Какой пиар на весь мир! Но для организации съемок нужны деньги, внутри страны их найти трудно. Ищу по личным контактам. Может, повезет. А ведь немало денег «вернулось» бы через те же агроэкоусадьбы, где разместились бы киношники, через сеть торговли и питания. После выхода фильма о Беларуси по BBC, например, к нам поедут гости из Европы и Азии. Стоит только приглядеться: тандем «эко» с «агро» — золотое дно!

Дмитрий ШАМОВИЧ, ученый-орнитолог, специалист ГПУ «Эко-Росы»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter