Почему на границе Беларуси невозможно дать взятку ?

Таможня, как рентген

Что везут водители-международники, какова судьба конфиската, где сканируют груз и почему на нашей границе невозможно дать взятку
Что везут водители-международники, какова судьба конфиската, где сканируют груз и почему на нашей границе невозможно дать взятку.



Нашумевшая история последних дней — на белорусско-польской границе в пункте пропуска «Брузги» таможенники арестовали 163 килограмма гашиша, который на черном рынке оценили бы в 5 миллионов евро. Рекордная, что и говорить, контрабанда на этом приграничном участке за последние 10 лет. Не зря таможенники, задержавшие груз, представлены к правительственным наградам. Корреспонденты «СГ» незамедлительно напросились к таможенникам — подежурить вместе с профессионалами.

На пункте таможенного контроля «ГАП-2» скопились фуры с прицепами, дожидаясь проверки «багажа» инспектором, и нерастаможенные авто. Грузовой автомобильный парк Гродненской региональной таможни — крупнейший пункт таможенного оформления в стране. В сутки здесь пропускают до 100 грузовых автомобилей. У каждого специалиста свой участок работы, свои обязанности.

В подчинении начальника отдела таможенного оформления и контроля Александра Артюхевича 15 человек. Но и сам он, если требуется помощь инспекторам по досмотру, участвует в таможенных операциях. Александр Михайлович, пока есть свободная минутка, говорит, что родом из деревни Кончаны Берестовицкого района. «Закончил минский радиотехникум, распределили инспектором таможенного контроля на железнодорожный вокзал в Гродно. Чуть позже стал работать с грузами, а в 2002-м назначили начальником поста «Привалка» на границе с Литвой, потом стал начальником поста «Брузги».

Бывает, 10—12 часов таможенник не отрывается от компьютера, чтобы оформить грузы, ведь на стоянку постоянно становятся все новые и новые грузовики. Вообще, здесь с электронными технологиями не на вы, а давно на «ты». В работе используют до 40 собственных программ и подсистем.

— Еще в 1999 году работали только с «бумажками», — говорит Александр Артюхевич. — А сегодня в электронном виде декларируется 90—95 процентов экспортной продукции и до 75 — импортной. Что это значит? Почти исключен физический контакт между таможенником и людьми, пересекающими границу. А значит, нет соблазна дать взятку. Еще есть особенность — товар, перемещаемый через границы Таможенного союза, в режиме реального времени видят также наши российские и казахстанские коллеги. Подменить, подчистить что-либо невозможно.

Главный инспектор отдела таможенного оформления и контроля ПТО «ГАП-2» Юрий Глинский проверяет груз водителя Романа Апина. Тот везет из латвийского Даугавпилса гипсокартон на минскую стройку. Машины проводят на стоянке двое суток. Если во время проверки выявляются недочеты (в документах и т.п.), грузовик задерживается еще на пару дней. Как проводят водители долгие часы ожидания? Им разрешается выходить в город, ночевать в гостинице, принимать душ на таможне. Каждого вызовут, когда подойдет его электронная очередь оформления. «С грузом Апина все в порядке, сегодня он уедет в Минск», — заключают проверяющие.

Крупные фуры проходят весовой, габаритный контроль, а на въезде в страну просвечиваются на огромном рентгене, называемом репискан. Старший инспектор отдела таможенного оформления и контроля Инна Хилимон объясняет: «Вообще таможня словно большой рентген. Установка определяет мельчайшие, размером до двух миллиметров, детали и происхождение товара: органические соединения, металл, древесина. При досмотре сотрудник таможенного пункта должен быть еще и психологом».

В сторонке стоит, переминается с ноги на ногу водитель фуры Дмитрий Елочкин, который едет из Киева. Везет уголь в Смоленск. В очереди на оформление багажа, говорит, простоит не меньше десяти, а то и пятнадцати часов. Впрочем, переживать ему особо нечего — таможня дала «добро» гораздо раньше, чем он предполагал. Документы и просканированный груз в порядке, может ехать дальше.

Водитель-международник Евгений Малашко сам из Гродно, привез на табачную фабрику «Неман» из Вильнюса ментоловые фильтры для сигарет. А вот дальнобойщик Константин Будрецов экспортирует товар из Новогрудка в Москву. «В прицепе — напольные доски, ничего больше», — уверяет водитель, что проверка и показала. Осмотр проходит в течение десяти минут.

Специалист по таможенному оформлению второй категории Людмила Щетка пришла проведать заскучавших молдавских водителей. Сергей, Владимир, Петр и Павел — на четырех разных машинах — везут в Гродно и Минск из Кишинева южные сливы, а здесь, в Беларуси, загрузятся яблоками, грушами, картошкой, морковкой, луком — и обратно.  

А что делают с конфискатом? Это должен решать суд. Если это наркотики, их утилизируют. «Несколько лет назад, — вспоминает директор ПТО Александр Артюхевич, — был случай: я проверял грузовую машину, перевозившую доски. Под досками лежали бруски, в которых, как я узнал от знакомого, многие контрабандисты просверливали дырки и укладывали в них запрещенные предметы: наркотики, валюту, ружья. Попросил водителя поднять доски и обнаружил партию сигарет. Однако тот и сам не знал, что перевозит не доски, а контрабанду. Груз конфисковали, заказчика нашли и взяли под арест. На какие только ухищрения не идут преступники ради того, чтобы груз в целости и сохранности прибыл к месту назначения. Могут в бочки бензиновые спрятать, в стиральный порошок засунуть или даже пришить к собственному телу. Все бывает, но у таможенника глаз наметан».

Старшего инспектора ОТОиК № 1 Наталью Явтухович застаем за досмотром грузового автомобиля, следующего из Литвы в Минск: «Мы проверяем двадцать процентов от перемещаемого груза. Если инспектор находит товары, не указанные в документах, то транспортное средство направляют для углубленного досмотра. Какие документы нужны для ввоза товара? Лишь таможенная декларация, которую выдает таможенник водителю. Тот заполняет сведения о себе, получателе и грузе. На товары должны быть лицензии и сертификаты».

На стоянке в грузовом автопарке, кроме грузовиков, стоит легковое авто. Как растаможить машину? Нужно заполнить декларацию и оплатить ввозную пошлину, которая зависит от объема двигателя автомобиля. Есть ли законный способ избежать растаможки? Если семья многодетная, нужно отправить заявление в управление соцзащиты облисполкома. Потом к семье на дом приходит комиссия оценить условия проживания. Затем эта комиссия направит письмо Президенту с просьбой выдать льготу на бесплатную растаможку.

Откуда приходит пополнение? Начальник таможни Василий Дементей пояснил: «Классы правовой направленности на базе 13-й школы Гродно выпускают молодых специалистов уже не первый год. К нам приходят стажироваться молодые ребята и девчата из БГУ, БНТУ и БелГУТа. Плюс недавно в Свислочи появился таможенный класс».
КСТАТИ

Вчера во всех таможенных структурах страны выпускники правовых вузов и факультета международных отношений БГУ приняли присягу. Здесь, на Гродненской таможне, погоны получили 42 курсанта.

Сегодня — День  таможенника. 
Поздравляем с профессиональным праздником!


Станислав ЛОБАТЫЙ, «СГ»

lobatyj@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter