Почему затягивается вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС?

Таможня ЕАЭС пока не дала добро

ВНОВЬ отложено вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Документ важнейший, о чем говорит и его объем — 60 глав, 455 статей, изложенных примерно на 800 страницах. Процесс затягивают принципиальные разногласия членов Евразийского союза в подходах к принципам таможенного регулирования. А между тем интеграционная структура из трио превратилась в квинтет, соглашение о зоне свободной торговли подписано с Вьетнамом, о желании создать с «пятеркой» зону свободной торговли уже заявили десятки стран. Но не все так просто, как хотелось бы. До сих пор нет четкой договорно-правовой базы союза, прежде всего, относительно пресловутых барьеров и изъятий. В этом и должен был помочь единый Таможенный кодекс. Теперь вновь годовая отсрочка.


В Евразийскую экономическую комиссию поступило около полутора тысяч замечаний от Беларуси, Казахстана и России. Активно включились в обсуждение поправок Армения и Кыргызстан, которые присоединились к работе позже остальных членов ЕАЭС. Беларусь и Россия по большей части направили замечания технического характера. Казахстан подошел к вопросу весьма радикально и настаивает на значительном увеличении роли национального сегмента. А это значит, могут возникнуть барьеры на доступ на местный рынок тех же белорусских товаров.

Кстати, по предварительным итогам года со всеми партнерами по ЕАЭС, кроме России, у нас положительное сальдо. Например, белорусский экспорт в Казахстан за девять месяцев составил около 420 миллионов долларов, из них почти 115 миллионов – продовольствие. В Кыргызстан Беларусь экспортировала продукции на 27 миллионов долларов и на четверть это также продукты питания. Не хотелось бы терять проторенные пути. Страны ЕАЭС и так уже утратили четверть товарооборота, достигнутого в докризисные годы. 

Еще один спорный вопрос касается экономических зон в Калининградской и Магаданской областях. Казахстан и Беларусь предложили исключить из проекта кодекса все их привилегии. Эту позицию поддержали Армения и Кыргызстан. Однако Россия настаивает на сохранении особых приложений к документам.

Повисло в воздухе и соглашение о едином товарном знаке ЕАЭС. С его помощью  можно будет защищать бренды и интеллектуальную собственность всех членов Евразийского союза. Сейчас, чтобы выйти на рынок с новой продукцией, надо запатентовать ее в соответствующих организациях каждой из стран. Везде приходится платить пошлину и оформлять документы по разным методикам. Необходимо потратить огромное количество нервов и средств, прежде чем товарный знак будет защищен во всем ЕАЭС. 

Конечно, дел невпроворот, а общий фон не самый лучший для развертывания и укрепления нового интеграционного проекта. Цены на мировых рынках упали в среднем на треть. Военный конфликт в Украине, Россия занята своими санкциями и ответными мерами, невеселое лидерство по безработице на постсоветском пространстве удерживает новый член Таможенного союза – Армения, значительно притормозила экономика Казахстана. Ситуацию усложняют и скачки мировых цен на нефть. Дополнительной проблемой может стать открытие рынков Украины для товаров Евросоюза.

Да, положение непростое, но и не критическое. Сложные процессы в мировой экономике — хороший стимул для консолидации сил. Всего  за год ЕАЭС сумел доказать свою жизнеспособность. Он активно включился в мировую экономику, реально продвинулся в области электроэнергетики, общего рынка нефти и газа, транспортных услуг. Все это позволяет уже сейчас оценивать интеграционный потенциал союза минимум в 13 процентов дополнительного прироста к ВВП к 2030 году. Цифры, за которые, особенно в условиях нестабильных внешних рынков, стоит и нужно побороться. При условии, что страны Евразийского экономического союза будут  внимательно слушать, а главное, слышать друг друга. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter