Таммар для Тамары

Рынок экзотических животных не перестает удивлять выбором

Рынок экзотических животных не перестает удивлять своим разнообразием и ценами

Купить крупную ящерицу, паука-птицееда или хамелеона у нас можно. А вот если возникнет желание обзавестись, например, лисичкой фенек, оцелотом или маисовым полозом, то обращаться стоит уже к российским продавцам. Интернет-магазины соседней страны предлагают выбрать питомца на любой вкус, цвет и размер и обещают не только доставить любое животное в любой город в странах СНГ и ближнего зарубежья, но даже сопроводить его со всеми необходимыми документами.

Признаться, фотографии, которые выкладывают владельцы экзотов, вызывают, как минимум, жалость. Совсем недавно российские защитники четвероногих решили, что пора обратиться к своему правительству с просьбой запретить торговлю таким живым товаром. «Зеленые» уже бьют тревогу: на свалках находят полумертвых страусят, в гаражах — больных тигров… К счастью, в Беларуси таких страшилок не встречалось. Правда, купить необычного питомца можно и у нас. Зоомагазины, конечно, не предложат вам продать рысь или мартышку, в них можно найти куда более привычных уже бурундуков, шиншилл, канареек и пауков… Цены на эту живность вполне приемлемые: в пределах $ 50—150. А вот если хочется обзавестись кем-то более экзотическим, стоит просмотреть частные объявления.

Пингвины, павлины

Белорусский ассортимент редких животных очень уступает предложению продавцов из соседних стран. Самые ходовые позиции — экзотические птицы. Так, в Минске продают попугаев ара, жако, какаду и амазонов, как заявлено в объявлениях, из питомников ФРГ, Испании и Англии. Пернатого питомца доставят из Москвы минимум за $ 2 тыс., максимум за $ 30 тыс. Самый бюджетный из вариантов: птенец жако, выведенный в Беларуси, обойдется в пределах $ 1700. По $ 30 тыс. стоят пингвины. В частных объявлениях можно найти белок в пределах $ 150—270. Продавец из Гомельской области предлагает «хорошенького, добренького» волчонка всего за $ 500. Зеленая игуана обойдется намного дешевле — $ 100.

Звоню заводчику павлинов из Радошковичей. Оказывается, последний экземпляр был продан пару дней назад. Теперь купить экзотическую для наших широт птицу можно будет лишь в августе. Стоимость трехмесячного птенца — $ 100. Правда, продавец Анатолий объясняет: чтобы по двору ходил красивый павлин с шикарным хвостом, приобретать нужно самца и ждать после этого еще три года. До этого времени питомец будет больше напоминать обычную курицу.

Тем, кому позволяют возможности завести во дворе дома вольер с кенгуру, крупной обезьяной или гепардом, помогут продавцы из России. Прежде чем решиться заказать себе экзотическую живность, звоню в ГУ «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте» Минсельхозпрода. Там поясняют: для легального перемещения диких животных в рамках Таможенного союза продавец должен представить ветеринарный сертификат формы № 1, который в России, например, выдают органы Россельхознадзора. В данном документе подтверждается благополучное состояние здоровья животного, наличие необходимых прививок. Кроме того, звери (за исключением кошек и собак), перемещаемые через страны ТС, должны пройти через карантин, причем дважды: и в стране, откуда поступают, и в Беларуси. То есть 21 день после прибытия дикий питомец должен провести в отдельном помещении.

Выбираем поставщика: один из крупнейших магазинов, осуществляющий продажу и доставку по странам СНГ практически любого животного, находится в Волгограде. Прежде чем позвонить, стоит изучить условия покупки. Оказывается, сопровождающие документы (финансовые, ветеринарные, свидетельство о происхождении, копия СИТЕС и др.) делаются только по запросу. Кроме того, зачастую их цена не входит в стоимость животного. Ну а ассортимент последних впечатляет: степная рысь, оцелот или саванна (все дикие представители семейства кошачьих) по цене $ 5—17,7 тыс. Стоимость льва, пантеры и гепарда может достигать $ 75 тыс. за особь. Представители приматов — от $ 1600 до $ 33,4 тыс., крокодилы и аллигаторы продаются по $ 270—27,5 тыс. Видимо, разбежка в цене зависит от габаритов питомца.

Останавливаю выбор на таммаре — одном из самых маленьких видов кенгуру стоимостью более $ 3 тыс. Продавец Виктор объясняет по телефону: если я не собираюсь лично ехать за животным, его мне отправят транспортом. Правда, для это нужна 100-процентная предоплата. На мой вопрос, какие гарантии того, что я получу живого и необходимого мне зверя, получаю ответ: вышлем вам акт купли-продажи.

Далее есть два варианта развития событий: легальный и «серый». В первом случае за дополнительную плату (которую продавцу нужно уточнить) мне предоставят необходимый сертификат формы № 1, и животное пройдет карантин. После чего его отправят в Минск самолетом. Цена доставки — $ 1700. Отправка моего сумчатого без справок и… через проводника поезда — всего $ 500. Говорю, что животное нужно мне к марту, на что Виктор замечает: в марте уже будут совершенно другие цены… И тут же рекомендует белорусских партнеров, у которых можно приобрести прекрасных карликовых лемуров за $ 1700.

Запретный товар

Обнаружить «серые» поставки экзотических животных, перемещаемых по территории ТС, практически невозможно. Отсутствие таможенного контроля на границах государств открывает двери нелегальным продавцам. Поэтому статистических данных о количестве перемещения данного товара у таможенных органов нет.

Но по другим направлениям успехи есть. В Государственном таможенном комитете Беларуси рассказали, что с 2009 года на белорусско-украинском участке границы выявлено 8 фактов незаконного перемещения объектов флоры и фауны. Было изъято 273 «объекта живой природы», как бесстрастно называют их таможенники, 145 из которых подпадают под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Предметы правонарушений перемещались в большинстве своем железнодорожным транспортом и с участием проводников поездов. Так, например, в разное время таможенники задерживали партию из 55 красноухих черепах, несколько поставок коконов тропических бабочек, паука-птицееда, 2 партии живых голубей. А вот в 2012—2013 годах подобных нарушений выявлено не было.

Специалисты ведомства пояснили: если живой товар ввозится незаконно, он изымается и, как правило, до решения суда находится на попечении владельца. При этом должны быть выполнены все необходимые требования по содержанию со стороны зоологического центра. Если суд принимает решение конфисковать живую партию, живность может поступить в зоомагазин, зоопарк или даже в цирк.

-------------------------------------------

Жестокий бизнес

Прибыли от незаконных продаж животных оцениваются в миллиарды долларов.

По данным Интерпола, нелегальный рынок торговли дикими животными входит в тройку самых прибыльных черных рынков и по объему полученных средств уступает лишь торговле оружием и наркотиками. Международные эксперты оценивают его ежегодный объем в $ 10—20 млрд. Каждый год в обход закона продается около 100 тысяч обезьян, 5 млн. птиц, 10—15 млн. рептилий, 500—600 млн. декоративных рыб.

Эксперты Всемирного фонда дикой природы с грустью констатируют: черный рынок животных в России — это отлаженная система. Еще лет 10—15 назад он был довольно стихийным: зверей привозили и тут же продавали на птичьих рынках. Тогда можно было организовать рейд и поймать преступника за руку. Теперь торговля ушла в Интернет. Прибыль российских фирм, работающих на рынке экзотов, составляет до $ 10 млн. в год. Доходность этого бизнеса — от 500 до несколько тысяч процентов: например, у мадагаскарских браконьеров лемур покупается за пять долларов, а в Москве он продается за $ 1,5—2 тысячи.

Вместе с тем именно появление Интернета еще больше развязало руки контрабандистам. Так, Международный фонд защиты животных (IFAW) в 2008 году провел одно из крупнейших за свою историю исследований для того, чтобы понять масштаб торговли дикими животными и продуктами из них в Интернете. Отчет под названием «Убийство клавиатурой» представил поразительные данные о продаже диких животных на веб-сайтах в Великобритании, Франции и Германии. Только в течение 6 недель было обнаружено более 7 тыс. диких животных и продуктов из них, выставленных на онлайн-продажу, и отслежено рекламируемых товаров из диких животных стоимостью в $ 30 млн. Тогда на основании результатов исследования IFAW сумел убедить крупнейший мировой интернет-аукцион «еBay» запретить продажу предметов из слоновой кости на всех сайтах компании по всему миру. Правда, сегодня эксперты вновь констатируют: ситуация остается критической. Только слонов и носорогов ежегодно убивают десятками тысяч. Цена килограмма рога носорога уже приблизилась к полумиллиону долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter