Тамара Лисицкая знает, чего хотят женщины

После появления, точнее, возвращения Тамары Лисицкой на телевидение никто не сможет сказать, что на экране нет ярких лиц...

После появления, точнее, возвращения Тамары Лисицкой на телевидение никто не сможет сказать, что на экране нет ярких лиц. К тому же вслед за рыжей бестией в дневное ток-шоу "Только женщина знает" на канал "Беларусь 1" подтянулись многие известные люди, чтобы обсудить самые насущные проблемы общества, связанные с браком и семьей, воспитанием детей, здоровьем и даже поведением за рулем. Тамара как автор "женских романов" знает ответы на многие вопросы.


- Давайте вспомним, когда вы впервые пришли на телевидение?


- Мне было 10 лет. Пела в школьном хоре. Девичье трио, в котором я была солисткой, победило на телеконкурсе. Что потом произошло, я не помню, мала была, но с тех пор я уже и не уходила с экрана, вела какие-то детские передачи... Первое интервью взяла в 13 лет. Потом была ведущей разных пионерских телемостов с дружественными республиками.


- Учеба работе не мешала?


- Меня часто забирали прямо с уроков. Заглядывал ассистент режиссера в дымчатых очках и громко так произносил: "Лисицкую на съемки!" Помню, что было всегда очень стыдно идти сквозь ряды одноклассников. Такое внимание казалось мне ужасным, тем более на следующий день некоторые ребятки не упускали случая напомнить, что я рыжая, очкастая, и чего меня снимают, им вообще непонятно. А вот учителя меня скорее уважали. Да и училась я прилично. По гуманитарным предметам получала пятерки с плюсом. Зато с математикой, химией, физикой намучилась - даже вспоминать боюсь.


- А когда поняли, что телевидение станет вашей профессией?


- Уже когда подросла и стала как-то экспериментировать с текстами и с картинкой. Камеры к тому моменту совершенно не боялась, она мне, наоборот, силы придавала. И вот в компании разных молодых режиссеров мы что-то такое альтернативное пытались снимать, ползали по каким-то стройкам, читали там с умным видом стихи... Потому поступила на журфак. Собственно, выбора и не было - это ж, получается, у меня к тому времени семилетний стаж был на ТВ плюс я уже на радио вела программу в прямом эфире. Если помните, были у меня такие передачи: "Фокси Мьюзик", "12, или На ночь глядя", "Дневник женщины", "Кстати", "Вот такие пироги".


- Кое-что помнится. А почему уезжали в Москву работать?


- Так обстоятельства сложились. В 1996 - 1998 годах я работала в телекомпании "ВИД" выпускающим режиссером программы "Час пик". Мне было 24 года - детеныш еще! А на мне - огромная пультина, операторы, свет, звук, титры... Легким движением руки выводила в колоссальный постсоветский эфир одну из самых топовых программ. У меня в первые дни такой стресс был... Но через год уже освоилась, не могла дождаться, когда же уже на работу. А потом - кризис 1998 года, а я на 8-м месяце беременности. В общем, вернулась в Минск.


- Подводя итоги, попробуйте определить, в чем отличие нынешнего ТВ от тогдашнего?


- Телевидение - это технологии. Основное отличие, конечно, в этом - в качестве съемок и монтажа, в спецэффектах. И нет уж на ТВ той богемности неторопливой, задушевности. Телевидение теперь жестко развлекает и информирует, а раньше оно было этаким вечерним другом, вежливым сказочником. И, конечно, сейчас деньги решают многое. Особенно в Москве. Там нет времени на медленные танцы. Если у программы низкий рейтинг, ее закрывают и ищут замену - и никакие дружбы не спасут. Ничего личного - только бизнес. Естественный отбор программ ведет, безусловно, к увеличению зрелищности. Но от всей этой пестроты иногда мутит. Кажется, люди уже рождаются с клиповым видением мира.


- Но стоит ли удовлетворять все желания публики? Порой они бывают низменными.


- По сути, ключевые потребности зрителя - страх, смех, слезы, секс - глубоко низменны. Вопрос в приемах, которыми темы раскрываются. Не буду зудеть, но все мы видим и примеры ужасного трэша на ТВ, и тонкие, интересные программы. Такова жизнь, значит, и телевидение таково.


- Может ли сегодня ТВ, в частности ваша программа, помочь конкретному человеку решить его вопросы?


- На каждый эфир мы приглашаем людей, которым, по крайней мере, даем возможность выговориться и получить оценку эксперта. Но мы уже сняли и планируем снимать дальше несколько программ с благотворительным содержанием, где - очень хочу в это верить - будет оказана помощь как раз совершенно конкретным людям.


- Что же "только женщина знает"?


- Каково вынашивать ребенка. Только она знает, каково, когда муж бросает тебя ради той, которая всего лишь стройнее. Что это - когда тебя бьет тот, кто должен был бы защищать. Только женщина знает, каково это - стареть, будучи женщиной. В конце концов, только женщина знает, как можно оставаться в добром настроении, если сломался ноготь.


- А если у вас ноготь ломается, что делаете?


- Вот, смотрите, - Тамара показывает обмотанный пластырем мизинец. - Печалилась, конечно. Как раз перед съемками программы сломался. И вроде бы ну такая мелочь, что просто стыдно... А на пару минут выбило из колеи. Что поделаешь - женщина я. Но прежде всего - человек, потом - мама и затем - женщина. А также телеведущая, телережиссер, сценарист, радиоведущая, прозаик. Я научилась все это со скрипом совмещать. Хотя это может закончиться шизофренией. Но такая вот у меня жизнь.


- Как достичь успеха, имея талант?


- Если это не риторический вопрос, а с прицелом, то спасибо. Но не знаю, как достигать. Я не стратег, а тактик. И мой рецепт: ни дня без строчки. Работать, работать и работать. Нашла минуту и уголочек - пишу. Я же - сама себе фабрика, ноутбук на колени и тружусь. Поэтому говорю всем начинающим: ищите, ходите, звоните, требуйте, действуйте, учитесь!


- Ваш последний роман "Тихий центр" вышел в 2007 году. С тех пор вы не издали ничего нового. Почему?


- Я сейчас все объясню. Написание романа занимает много времени, если делать это честно. А сейчас много другой работы, жизнеподдерживающей. Так что пока только облизываюсь на новые сюжеты, их уже столько! Книги - это мой "пенсионный фонд". Понимаю, что нельзя быть долго лицом ТВ. У женщины на экране, за редким исключением, есть "срок". Готова, что мне скажут в какой-то момент: "Тома, ты стара, давай, ты уже не будешь сниматься!" Но внешность, к счастью, не единственный мой ресурс. И это то немногое, что меня в этой жизни успокаивает. Уйду в "закадр". Там тоже очень интересно. В розовых мечтах рисую себе картину: домик за городом, бегают внуки, поют цикады и я - такая еще бойкая старушка - сижу за своим скоростным буком и пишу роман.


- Вы счастливы?


- Да.


- А в чем счастье?


- Просто мне очень интересно жить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter