Там посмотрим

Как Беларуси просчитать выгоды и риски от создания ЕЭП

Как просчитать выгоды и риски от создания Единого экономического пространства

С 1 января будущего года партнеры по таможенной «тройке» — Беларусь, Россия и Казахстан — заживут по-новому: вступят в силу договоренности по ЕЭП. У бизнеса осталось немного времени, чтобы принять участие в процессе создания этого интеграционного объединения и максимально отстоять свои интересы. Впрочем, спектр отношений в рамках ЕЭП достаточно широк, и перспективы пока просматриваются не очень четко. До сих пор каждая из трех стран могла защищать своих производителей, вводя ограничения, в том числе и нетарифные. Скоро такой возможности у партнеров по интеграции не будет. По большому счету, взаимодействие в рамках «тройки» покажет, чего стоят экономики трех государств на мировом рынке: если получится конкурировать между собой в равных экономических условиях, тогда можно и глобальных игроков не опасаться.

Эксперты по-разному оценивают, как отразится интеграция на макроэкономических показателях Беларуси, России и Казахстана. Один из прогнозов, который недавно опубликован Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН — дополнительный прирост ВВП для всех трех государств составит около 15 % за 10 лет. «По сравнению с нашим ростом ВВП это несущественно, но дело идет к тому, что скоро нам придется бороться за каждый процент, — прокомментировал ситуацию профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц, выступая на заседании Совета деловых кругов. — И надо подумать, как Беларуси получить свою долю от этого пирога, а еще лучше претендовать на большее». С одной стороны, есть потенциал отечественной промышленности. Сегодня ее вклад в экспорт (без учета нефтехимии) составляет около 15—20 %. Однако технологический уровень на большинстве предприятий оставляет желать лучшего. «Российские компании обгоняют наши по темпам модернизации, — считает эксперт РОО «БНПА» Александр Обухович. — И они попытаются вытеснить белорусов со своего рынка, поскольку в случае с западными и китайскими производителями сделать это гораздо сложнее». По оценкам эксперта, лишь отдельные белорусские предприятия сумели найти свои ниши и прочно в них закрепиться. Помимо этого, по многим товарным позициям российский рынок достаточно насыщен, и нарастить объемы поставок в принципе невозможно.

С этим мнением не согласна первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Надежда Котковец. «Если брать наши молочные заводы, мясоперерабатывающие комбинаты, то все они прошли через техническое переоснащение и сейчас достаточно продвинуты на зарубежных рынках, в первую очередь в России, — заявила она. — И в рамках Таможенного союза мы объединяемся в ассоциации, чтобы понимать, что делать дальше». Вопрос согласованной промышленной политики действительно важен. Но как его решить в рамках Таможенного союза, если в самой Беларуси такой единый подход вырабатывается с трудом? Не случайно в адрес отдельных отраслевых ведомств, в первую очередь Минпрома, постоянно сыплются упреки в том, что они дальше своих предприятий ничего не видят. Отсюда и ситуация, когда кооперационные связи между субъектами хозяйствования разных уровней подчинения развиты слабо, а в результате страдает эффективность производства.

Помимо этого вопроса, решение которого носит скорее технический характер, есть и более сложный: как получить доступ к прямым инвестициям? С одной стороны, денег в мировой экономике сегодня в избытке, говорят эксперты. Но как развернуть эти потоки в нужном для нас направлении? Отчасти инвесторы реагируют на наличие налоговых льгот, действующих в рамках СЭЗ, Парка высоких технологий, малых и средних городов, хотя отдача от таких законодательных послаблений ниже, чем ожидалось изначально. И сегодня владельцы капиталов, проявляю-щие интерес к Беларуси, спрашивают: а где гарантии, что предоставляемые при заключении инвестдоговоров преференции сохранятся после вступления в силу соглашений по ЕЭП? Этот вопрос требует незамедлительного ответа, считает Георгий Гриц. Такой источник финансирования инвестпроектов, как кредиты белорусских банков, с учетом действующих процентных ставок сегодня ограничен, финансирование в рамках госпрограмм тоже будет сокращаться. Известно, что некоторые частные предприятия привлекают кредиты западных банков через своих зарубежных партнеров, но такие примеры немногочисленны.

А вообще, в таком глобальном процессе, как интеграция, не может быть мелочей. Подмечено, что сегодня российские специалисты самое пристальное внимание уделяют техническим регламентам. Такие документы — свое-образное лобби для тех или иных товаров. К техническим характеристикам каких товаров окажутся ближе требования регламентов, те и будут иметь более широкий доступ на рынки. В новых экономических условиях неминуе-мо встает вопрос подготовки кадров. «Необходимо корректировать учебные планы, помочь и студентам вузов, и действующим специалистам подняться до понимания своего места в новой схеме взаимоотношений», — считает исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк. По его мнению, далеко не на каждом предприятии есть люди, способные отслеживать деятельность компаний-конкурентов и оценивать их потенциал. Между тем интеллектуальный и инновационный потенциал белорусских предприятий, помноженный на финансовый вклад партнеров по интеграции, мог бы дать хороший эффект при реализации совместных проектов, подчеркнул Владимир Нистюк. Требует незамедлительного решения и вопрос создания антимонопольного законодательства, о чем неустанно говорят представители бизнеса.

В любом случае, для реального сектора экономики интеграционный процесс — это своего рода экзамен на прочность. В новых условиях начнет действовать единая согласованная система государственной поддержки национальных субъектов хозяйствования, а это значит, что от многих мер, которые помогали удерживать на плаву отдельные предприятия, придется отказаться. Кроме того, не стоит забывать и про одно из базовых соглашений ЕЭП — о единой макроэкономической политике. Оно предусматривает, что к 1 января 2013 года три страны должны выйти на единые показатели: дефицит государственного бюджета не более 3 %, государственный долг не более 50 %, а самая высокая инфляция должна быть максимум на 5 % выше самой низкой. И если с первым показателем в Беларуси все благополучно, то выполнение следующих двух вызывает множество вопросов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter