Там хорошо, где нас нет...

Красота по-американски Когда-то и Митя по молодости лет верил россказням о "компьютерном рае", где зарплаты - безумные, таланты - космические и за год можно купить особнячок эдак за миллион долларов.
Красота по-американски

Когда-то и Митя по молодости лет верил россказням о "компьютерном рае", где зарплаты - безумные, таланты - космические и за год можно купить особнячок эдак за миллион долларов. А приехал и понял: нужно работать, без премий и оплаты внеурочных, года два по самому мизерному по тамошним меркам тарифу. За каждый месяц полагается день отпуска, так что раньше, чем через пару лет, о полноценном отдыхе и не мечтай. "Ты знаешь, чем Америка отличается от Беларуси? - говорит Митя, с философским видом помешивая кофе. - У нас можно объяснить, почему ты что-то не сделал или сделал не так. Там - нельзя. Не сдал работу к намеченному сроку, отведут новый, не справился - уволят. Могут просто "упразднить должность", без объяснения причины". В его компании недавно уволили двоих - русского и белоруса, хоть те и оттрубили на благо фирмы почти шесть лет. Спасибо, хозяин оказался душевный, купил обратные билеты... У оставшихся работников жизненная платформа тоже не сказать чтоб очень прочная: грянул кризис, и теперь даже компьютерные монстры вынуждены рассчитывать сотрудников в массовом, так сказать, порядке. Например, "Сани электросистемз" в один день отправила на улицу 3 тысячи человек (считай, 12 таких компаний, как Митина). Не найдут они нового места в течение месяца - "гуд бай, Америка!" Таковы законы рынка: сегодня ты нужен, а завтра будет новый день.

США, страна адвокатов и экономистов, с удовольствием принимает у себя "технарей" только до тех пор, пока те заполняют вакансии, не сильно интересующие самих янки. Для компьютерщиков и визы оформляются особые, и процедура въезда упрощена (им не надо, как другим, доказывать "прочные экономические и социальные связи с родиной", грубо говоря, отсутствие тайной мысли остаться "в гостях" навсегда), и уже через полгода они получают статус постоянного резидента с далеко идущими перспективами. Так что Силиконовая долина - территория, почти напрочь лишенная американского колорита. Зато китайская речь и разнообразные диалекты Индии здесь слышны на каждом шагу, часто в смеси с русским говорком. Неудивительно, что Мите никак не удается попрактиковаться в языке: контакты с "носителями" стремятся к нулю, рабочий язык - "великий и могучий", а многие его товарищи и не скрывают, что знают английский на уровне "ниже школьного". И, главное, это их вполне устраивает.

Вообще, как считает Митя, ему с фирмой повезло - не какой-нибудь "карлик", а крепкий середнячок и, что важно, с "белорусским уклоном". Потому что из 250 сотрудников большинство - белорусы, попавшие в Америку по одной и той же схеме. Лет 8 назад в Силиконовую долину уехал инженер с минского "Интеграла", обжился и вскоре вызвал к себе 5 знакомых специалистов, которые, когда понадобилось расширить штат, порекомендовали еще десятерых, те - еще... Так в геометрической прогрессии, или, если хотите, по закону грибницы, и разрасталась компания. К большому удовольствию ее президента (он хоть и не имел каких-то пробелорусских настроений, сразу почуял свою выгоду) дела идут, люди делают много и за зарплату более скромную, чем у других. Сегодня белорусы рассеяны по всем ступенькам "компьютерной" карьерной лестницы - обычные программисты, менеджеры групп. Некоторые уже открыли свое дело, обзаведясь за годы работы бесценным опытом и спонсорами.

И все же у большинства мечта на первых порах сужена до размеров заветной "Грин-карты". В 95 процентах случаев с ней помогает фирма. А дальше, зацепившись, можно серьезно планировать жизнь. В первую очередь для жены, которая в Силиконовой долине до этого судьбоносного момента обречена самореализовываться исключительно в четырех стенах - работать ей запрещено, няньки для молодой семьи, покоряющей Америку, слишком дороги. Потом - для родственников, которых по возможности тоже стараются перетянуть в обретенный Эдем. Затем наступает время внимательно изучить каталоги недвижимости. В общем, начать строить свою "красоту по-американски"...

За воротами рая

Человеку неискушенному в первые недели может показаться, что врата рая уже захлопнулись за спиной. Вот и Митю поначалу просто переполняли восторги. Попасть в городок с поэтическим названием "Санни Вейл" ("Солнечная долина"), в четвертый по уровню безопасности в Штатах! Повсюду чуть ли не стерильная чистота (Митя месяц забывал чистить ботинки: блестели, как новые), аккуратные невысокие домики уютно прилепились друг к другу. После общежития в Минске - 2-комнатная квартира с удобствами. А потом присмотрелся... И оказалось, что ванна - пластмассовая, ковер сплетен из лески, стена - картонная. Сплошная одноразовая бутафория. То есть общежитие, но по американским стандартам: весьма дорого обходящееся жильцу (четверть стартовой зарплаты компьютерщика) и весьма дешево - хозяину (когда клиент съезжает, легче все просто выбросить). Приблизительно та же ситуация с медицинской страховкой: ее фирма вроде бы и оплачивает, но, похоже, больше для проформы. Во всяком случае, когда Митю скрутило и он набрал номер госпиталя, на том конце провода долго с пристрастием выпытывали, что к чему, и все равно в помощи отказали, постановив, видимо, что пациент скорее жив, чем мертв. "Теперь я понимаю, почему в Америке так популярны все эти книжки "Исцели себя сам" или "Как лечиться дома", - усмехается Митя. - Почитал я их рекомендации, в каких случаях стоит обращаться к врачу. По-нашему - так только при смерти: когда температура под 40 держится 5 дней, останавливается дыхание. А вот зубы нам лечили и отбеливали без дураков, за счет фирмы. Зубы - это для американцев святое".

Есть, правда, две вещи, за которые Митя "компьютерному раю" от души благодарен. Во-первых, он почти бросил курить. "Нет курению во время работы! - заявил хозяин, "застукав" его как-то с товарищами во время перекура. - Это портит имидж фирмы". В результате им отвели такой закуток, куда вообще неохота ходить. Дома, среди легковоспламеняющихся "декораций", разрешается курить только на балконе; в машинах не предусмотрены ни прикуриватели, ни пепельницы. Вот и получается, что из 250 штатных единиц в компании "дымят" только 8, да и те без особого энтузиазма. А во-вторых, Митя сдал на права, чего в Беларуси ему так долго не удавалось. По узеньким улочкам своего городка он ездит, как заправский американец, со скоростью 15 - 20 км/ч в часы пик, с большим почтением к пешеходам, иногда даже притормаживая на обочине, чтобы рассмотреть, куда направится эта редкая в Силиконовой долине птица, и с крайним уважением к трудам городских благоустроителей. Оно и понятно: кому захочется выложить 1.000 долларов штрафа за выкинутый в окно фантик или, Боже упаси, окурок?

"А сам ты остаться там хочешь?" От этого вопроса скептицизм слетает с Мити в мгновение ока: "Не знаю. Я многого еще не понял. Вижу, что люди меняются, и далеко не в лучшую сторону. На первый план выходят деньги, разговоры о распродажах, кто где что купил - об этом ребята могут протрепаться целый вечер. Но... Сейчас вот приехал забрать жену с дочкой, им там лучше будет. А мне - с ними. Может быть, и я со временем изменюсь. Мои сокурсники, живущие в долине уже по 5 лет, о происходящем в Ираке говорят так: "Наши американские солдаты..." Меня от этого слегка передергивает. Как и от плакатов, развешанных во всех людных местах: мол, если вы заметили, что ваш сосед или ваш знакомый совершил то-то и то-то, позвоните по такому-то телефону. Я пока далек от стопроцентного американца". У Мити погрустнели глаза. А мне подумалось: да, в гостях хорошо, но дома лучше...

Если чеховские сестры бредили Москвой, то не будет большим преувеличением сказать, что нынешнее поколение компьютерных гениев спит и видит себя в Силиконовой долине (кто не знает - всемирный центр компьютерных технологий). Здесь сосредоточились все гиганты программного обеспечения, все светлые головы и выдающиеся умы, причем в такой концентрации, что уже само название этого американского местечка, кажется, источает аромат успеха и богатства. Полгода назад за океан отправился за мечтой наш земляк Митя, "просто Митя N", как подчеркивает он сам: "Таких там тысячи". Это значит: белорусов с высшим техническим образованием до 40 лет, готовых вкалывать во имя будущего. Неоднозначно светлого и неоднозначно прекрасного.

ЧТО ТАКОЕ Silicon Valley?

Сегодня это место дислокации для более чем 2.000 компаний, в основном компьютерных. Подлинное название местности - долина Санта-Клара, еще 100 лет назад здесь в основном возделывали землю. Что неудивительно: даже зимой температура здесь редко опускается ниже 10 градусов, солнечных дней в году - больше 300. Так что как минимум в климатическом отношении это действительно рай.

Штрихи к пейзажу

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Здесь мнения расходятся. Например, компания "Hewlett-Packard" недавно купила гараж, в котором она была основана в 1939 году, выложив 1,7 млн. долларов, и теперь утверждает, что стала собственницей важной исторической достопримечательности региона - колыбели всей Силиконовой долины. Начав свой бизнес с 538 долларов, "НР" ныне объединяет 86 тысяч служащих по всему миру, ее доходы составляют порядка 42 млрд. долларов. Непонятно только, согласны ли с такой узурпацией истории другие компьютерные монстры и какова судьба не менее знаменательных гаражей, например, того, откуда вышла компания "Apple"? Сегодня неофициальной столицей SV считается Сан-Хосе, единственное в долине место, где можно обнаружить многоэтажные здания. Остальные 8 - 10 городов - типичная "одноэтажная Америка", и лишь таблички на улицах извещают вас, что вы выехали из города А и въехали в город Б.

КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ?

В долине много миллионеров, как, впрочем, и в самой стране (3,5 миллиона). Но в SV их можно встретить на каждом шагу. Встретить и проехать мимо, потому что странноватый тип из обшарпанного автомобиля часто и есть воплощение американской мечты. Типичный путь - оригинальная идея плюс спонсор, готовый вкладывать деньги в рискованные технологические проекты. Когда продукт готов, акции новорожденной компании размещаются на бирже, и тут может случиться чудо - в один прекрасный день для перевозки заработанных денег понадобится грузовик. У студента Aндриссена, к примеру, не было ничего, кроме плана написать коммерческую программу доступа в Интернет и людей с опытом разработки. Меньше чем через год его компания вышла на биржу и Андриссен стал на 30 миллионов богаче.

ЧТО ГРОЗИТ СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЕ?

В первую очередь - кризис перепроизводства, который уже заставляет компании сокращать штаты. Во вторую - многочисленные конкуренты, плодящиеся как грибы после дождя. О создании собственного "инкубатора интеллекта" уже заявили Филиппины, Китай намерен оказывать всяческую поддержку в подобном начинании Пакистану, старинный парижский квартал Сантье на глазах преображается в модный деловой центр высоких технологий... Вполне возможно, что собственной долиной обзаведется и Беларусь: во всяком случае, Белгосуниверситет в прошлом году уже получил под это дело от государства существенные льготы. И, наконец, не исключено, что в будущем "компьютерный рай" вообще лишится своего прославленного названия, превратившись из Силиконовой (то есть кремниевой) долины в Алмазную. Ученые создали логическое устройство, использовав аморфный алмаз вместо кремния, и утверждают, что эта технология куда более перспективна.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter