Там, где живет «Надежда»…

Если вы попадете в это красивое здание в поселке Свободное Сенненского района, вряд ли сразу догадаетесь, что здесь живут и учатся сироты

…Здесь нет ни высоких заборов, ни шлагбаума у входа. И если вы попадете в это красивое, уютное здание в поселке Свободное Сенненского района Витебской области, вряд ли сразу догадаетесь, что здесь живут и учатся сироты. Наполненные радостными улыбками и звонким, беззаботным смехом ребятишек классы и спальни совсем не соответствуют традиционно сухому интернатскому порядку. Уж слишком домашняя и теплая атмосфера царит вокруг. В стенах школы-фабрики под названием «Надежда» нашли приют около 200 ребят, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Вместе с заместителем председателя Сенненского райисполкома Сергеем Шайко мы рассматриваем «начинку» столярного цеха. Приобрести ее школе помогли зарубежные волонтеры. Все станки, как отмечают мастера производственного обучения, адаптированы под детскую руку. Они просты в управлении и не требуют больших физических усилий. Тем не менее дают возможность выпускать продукцию хорошего качества. Кровати, сделанные руками юных «фабрикантов», сегодня можно найти практически во всех школах-интернатах Витебской и других областей. Вот сейчас, например, местные столяры готовят партию товара для Гомельщины. А еще ребята своими руками делают тумбочки, скамейки, мебельные гарнитуры для дачного отдыха и другую продукцию.  

— Дети начинают работать в мастерских с пятого класса. Десятая часть выручки от проданной продукции – законное вознаграждение маленьких мастеров, — рассказывает заместитель директора школы-интерната. – Вы думаете, мальчишек приходится заставлять мастерить? Как бы не так! Они сами заинтересованы в работе. В любую свободную минутку торопятся к станку. А ко времени получения аттестата уже имеют несколько профессий. 

Слова педагога подтверждают работающие в цеху десятиклассники, уже получившие 2-й разряд столяра. В 11-м классе квалификация многих из них будет оценена третьим разрядом. Плюс права тракториста. Девочки к этому времени обучатся швейному и вязальному делу. Кроме уже названных специальностей, ребята осваивают еще и секреты земледелия. При учебном заведении имеется 33 гектара земли, которую мальчишки и девчонки с удовольствием обрабатывают. В их распоряжении –   хорошие теплицы, три трактора, прицепной инвентарь. Недавно школьники разбили новый сад, посадили яблони, груши, сливы, голубику и клубнику.  Воспитанники «Надежды» в один голос утверждают: труд на своей земле для них в радость. Он дает уверенность в собственных силах, готовит к самостоятельной жизни и убеждает в том, что своими руками можно построить надежное будущее. Кроме того, положительно влияет на учебный процесс. Шутка ли – более 30 процентов выпускников поступают в высшие учебные заведения! 

— Вы знаете, летом нас обычно приглашают за рубеж на отдых, — сообщают мальчишки в мастерской. – И если малыши с удовольствием отправляются в поездку, то старшеклассники все чаще стараются остаться в школе. Мы вот в прошлом году за полтора месяца сделали 120 кроватей. Получили приличную зарплату. Кстати, у нас теперь в каждом классе уже по 6—7 мобильных телефонов имеется. Есть возможность что-то и для личного гардероба прикупить… 

Конечно же, дети здесь и без зарплаты не бедствуют. Но педагоги утверждают, что умение зарабатывать и тратить деньги очень важно для ребят, которым не на кого в этой жизни опереться за порогом школы. Вот почему вместе со своими зарубежными шефами, как рассказал директор интерната Леонид Козлов, сейчас решается вопрос о создании специального агрогородка. Ведь у тех детей, которым не удается поступить в высшие или же средние учебные заведения, возникает проблема дальнейшего обустройства. Не секрет, что зачастую социальные сироты вынуждены возвращаться к своим прежним родителям, где за ними закреплена жилплощадь. Пагубная среда и безысходность способны свести на нет все усилия педагогов буквально за несколько месяцев. 

— Во время последней встречи с итальянскими волонтерами мы обсуждали уникальный проект создания первой сельскохозяйственной бригады, — делится планами Сергей Шайко. – Идея такова: шефы помогают нам привести в порядок животноводческую ферму и ремонтируют ныне пустующие сельские двухэтажки. Жилье выделяется выпускникам школы-фабрики, которые проходят специальную подготовку и под руководством опытного животновода приступают к обслуживанию дойного стада. Здесь найдется дело и для мальчишек, и для девчонок. Молодежный отряд будет постепенно увеличиваться и впоследствии «фабриканты» расширят свои владения за счет новых помещений и земель... 

Конечно, эта программа очень интересна, но для ее воплощения в жизнь  предстоит решить немало проблем. Например, наиболее подходящее сельхозпредприятие находится в 30 километрах от самой школы-фабрики, что не совсем удобно. А потому сенненские энтузиасты собираются определить наиболее оптимальный вариант месторасположения главной базы, предназначенной  для воплощения перспективного проекта в жизнь, и найти общий язык с зарубежными спонсорами. 

…Но сегодня, пожалуй, уже не это главное. Главное в том, что здесь, в стенах  уникальной в своем роде школы-интерната для детей-сирот, уже давно поселилась не призрачная, а настоящая и вполне осязаемая самими ребятами надежда на то, что все в их жизни будет хорошо… 

Кстати 

Школа-фабрика «Надежда» стала частью международного гуманитарного проекта, разработанного и реализуемого итальянским благотворительным фондом «Поможем им жить». По решению Министерства образования Республики Беларусь четыре года назад на ее базе была открыта экспериментальная площадка по интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки детей-сирот. Только в минувшем году в мастерских «Надежды» произведено швейной и столярной продукции на сумму 35 миллионов рублей, плодоовощное хозяйство принесло 39 миллионов выручки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter