Репортаж из "белорусской Голландии": в Ивановском районе к 8 Марта вырастили 3,5 миллиона тюльпанов

Там, где зацветает праздник

В Ивановском районе, как в Голландии. Настоящий тюльпановый рай. На самой большой цветочной плантации — в деревне Тышковичи — распустились 3,5 миллиона бутонов! На любой цвет и кошелек. Впрочем, вся эта красота белорусского Кекенхофа едва ли не сразу же идет под нож, чтобы в виде букетов — от мала до велика — к 8 Марта украсить квартиры и офисы по всей стране и даже за ее пределами. Репортаж «СБ» — из фермерского хозяйства, где для многих женщин начинается праздник.


Брестская область на карте — самый настоящий ботанический сад. Громадный и разноплановый. Ольшанские огуречные теплицы и бесконечные грядки с клубникой под Лунинцем. Клюква и черника, за счет которых живут в Ольманах, и арбузы фермеров Кобринщины. В Ганцевичи едут за голубикой. А в Иваново с незапамятных времен — за цветами. В райисполкоме интересуюсь: почему именно этот район стал тюльпановым краем? Может, местный климат способствует? Нет, отвечают: подобные климатические условия можно создать в любом регионе, хоть в Верхнедвинске — в теплицах они обеспечиваются автоматически. А может, земли особенные? Тоже нет. Да и тюльпану все равно: на супеси ли расти или на торфянике. Дело, скорее, в менталитете. Деревня Тышковичи — типичное аграрное селение. Но всего в пяти километрах Мотоль — агрогородок, знаменитый своими предпринимателями и ремесленниками. Колбасниками, кондитерами, скорняками, лодочниками... И объединяют эти населенные пункты коммерческая жилка и деловой подход. Здешние жители любят работать и умеют зарабатывать.

А еще — поданный пример. Глава крестьянско–фермерского хозяйства «Находка Полесья» — того самого тюльпанового рая — Татьяна Котковец замечает: заразительной бывает не только дурная идея. О деле своей жизни она рассказывает вкратце: начинала в конце 1990–х с разведения цветов на полутора сотках приусадебного участка в Пинске — всего с 7 тысяч растений в год. Мелочи... Нынче цифру нужно умножать на 500: в 22 теплицах общей площадью 2 гектара едва ли не одновременно расцветают тюльпаны 16 видов.

— Сколько в округе человек занимается разведением тюльпанов, я, пожалуй, и не сосчитаю. Очень много. Не только в Иваново, но и в соседнем Пинске. Наши конкуренты — это, по сути, наши друзья. Мы же их и учили. Моя позиция: если люди хотят заниматься цветочным бизнесом, как я могу не подсказать? Лучше быть другом, чем врагом.

По графику «от рассвета до рассвета» среднестатистическое сельскохозяйственное предприятие, как правило, живет с начала весны до поздней осени. В общем, от посевной до уборочной. В деревне Тышковичи зиму и лето «перепутали» уже давно. Впрочем, задумываться о предстоящем «межсезонье», пусть и начнется оно уже 


9 марта, в эти горячие дни попросту нет времени. Сотни тысяч цветов подрезают до определенной длины, формируют в букеты, загружают в ящики и развозят по оптовым складам и торговым точкам. Работа кипит. Вот и Татьяна Котковец, выкроив в бесконечной череде дел полчаса на общение, говорит прямо — дает, мол, интервью, а мысли совсем о другом:

— Тюльпаны в нашей стране выращивают строго к сезону — к 14 февраля и 8 Марта. Причем на День святого Валентина приходится лишь 10 процентов продаж. Оставшиеся 90 разбирают к Дню женщин. В другое время они в отличие от, скажем, Голландии, где покупательная способность выше и большинство людей могут позволить приобрести букет просто так, не востребованы. Хотя высаживать тюльпаны круглый год мы были бы и рады — такая возможность есть.

Фотограф в расстройстве. Планировал поснимать целые тюльпановые поля, а вынужден довольствоваться кадрами цветов, уже обернутых в целлофан и бумагу. Татьяна Котковец лишь разводит руками: все тюльпаны срезали еще до 25 февраля, многие уже увезли...

— Не завянут ли к праздникам, Татьяна Николаевна? — спрашиваю я.

— Если правильно хранить — при температуре плюс 2 градуса, в вертикальном положении, — то и месяц проживут, даже без воды. Бутоны будут распускаться, собираться обратно. Тем более что цветок наш выращивается в течение аж полутора месяцев, в условиях, приближенных к естественным, а значит, за качество ручаемся.

История Татьяны Котковец — из разряда, как превратить самое обыкновенное женское хобби (и правда, ну какая дама не любит разводить цветы?) в средство заработка. Делюсь с бизнес–леди размышлениями, которые услышал еще по пути в командировку. Дескать, разведение тюльпанов — дело весьма выгодное, хотя бы потому, что цветок этот настолько неприхотлив, что особых усилий к его выращиванию прикладывать не нужно.

— Абсолютно не согласна! — возражает хозяйка. — Неприхотливый он лишь в том случае, если растить его по науке, постоянно применять профилактические меры. Вылечить тюльпан нельзя, заболевания можно лишь предотвратить... Если бы все было так просто — тюльпанами бы занимался едва ли не каждый.

Оказывается, на экономику влияет даже такой фактор, как цвет. Едва ли не 40 процентов всех тюльпановых плантаций в деревне Тышковичи окрашены... в желтый.

— Вестники разлуки! — недоумеваю.

— Это только у Наташи Королевой. По старинным преданиям, счастье хранится именно в желтом бутоне: это цвет солнца, счастья, богатства. Именно с таким цветком принято ходить в гости. Значит, человека ты уважаешь и желаешь ему всего наилучшего. В Беларуси в отличие от России желтый тюльпан в свое время любили меньше: для нашего рынка покупали, как правило, красные. Сейчас же этот цвет и у нас даже не в тройке лидеров: по продажам его опередили белые тюльпаны и фиолетовые. А ко всему прочему, темно–бордовые и кремовые.

Точную сумму, сколько одному конкретному крестьянско–фермерскому хозяйству удалось заработать на букетах, Татьяна Котковец называть отказывается — коммерческая, мол, тайна. Замечает лишь, что цены приходится держать на уровне прошлого года.


— Для понимания приведу лишь одну цифру: то, что мы в прошлом году заработали на 1,5 миллиона цветов, в этом году заработаем на 3,5 миллиона. Продадим ли все, что вырастили? Рассчитываем на это. В прошлом году цветов на всех не хватило.

— Что выгоднее, Татьяна Николаевна, заниматься тюльпанами или выращивать картошку? — задаю напоследок вопрос. Ведь на лето ее фермерское хозяйство перепрофилируется в овощное.

Моя собеседница, на секунду задумавшись, отвечает: несмотря на то что цены на бульбу в этом сезоне такие, что работать приходится в убыток, у нее свой плюс. Можно продать завтра, можно — через неделю, а можно положить на хранение. Тюльпаны же 9 марта фактически никому не будут нужны. Ложка, как говорится, дорога к обеду...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Бисун, председатель Ивановского райисполкома:

— Тюльпанами в нашем районе занимаются и ряд других фермеров, правда, не в таких объемах. В Вороцевичах, в самом Иваново, в Мотоле. Речь о хозяйстве «Шиколаевское», хотя их основная специализация — это голубика и смородина. Для района тюльпановая ниша — это большой плюс. Чем больше хозяйств, тем проще нашим мужчинам. Цены не такие высокие, как в Минске. Достойный букет обойдется гораздо дешевле. Правда, что касается экономики региона, то в статистику идет только КФХ «Находка Полесья». По предварительной оценке, общая выручка за прошлый год у них превысила 20 миллиардов рублей. Это довольно большой объем. А вообще, приезжайте к нам весной, тогда и увидите, насколько мы соответствуем статусу тюльпановой столицы. Центральная часть города вся будет утопать в тюльпанах — вплоть до 9 Мая.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 43 (24925). Суббота, 5 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter