Там, где всегда мороз

50 лет назад в Антарктиде была торжественно открыта научная обсерватория «Мирный»
50 лет назад в Антарктиде была торжественно открыта научная обсерватория «Мирный»

Виктор Константинович Шиманович (1918 — 1989) родился в д. Сарнацкое Смолевичского района. Во время войны был радиотелеграфистом, принимал участие в боях. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. В 1948 году стал радиотехником сектора связи в Управлении гидрометслужбы БССР. Во вторую антарктическую экспедицию был направлен из Главного управления гидрометслужбы. После завершения работы в Антарктиде возглавил аэрологическую станцию «Минск». Гидрометеорологом работал до 1983 года.

Покорение седьмого континента стало делом чести для исследователей разных стран. Первым белорусом, проложившим путь на Южный полюс, стал сотрудник Белорусского гидрометеоцентра Виктор Шиманович. Он отправился в край вечной мерзлоты в составе второй экспедиции в 1956 году.

Почти как в космосе

Он был прекрасным специалистом — аэрологом (зондистом), высочайшей квалификации радистом. И просто хорошим и надежным товарищем. Эти качества, профессиональные и человеческие, оказали решающее влияние при включении Виктора Константиновича в число участников второй Антарктической экспедиции под командованием Героя Социалистического Труда Алексея Федоровича Трешникова.

Мне посчастливилось работать на аэрологической станции «Минск» в начале 60–х годов, как раз тогда, когда Шиманович только вернулся из экспедиции. Мы, естественно, засыпали его вопросами. В первую очередь всех очень интересовало, как можно воспринимать температуру минус 80? «Выходишь из помещения проводить наблюдение. Воздух разрежен, дышать тяжело. Рот раскрыть страшно, можно обморозить легкие. Мечтаешь: хоть бы минус 75 и не больше», — рассказывал полярник.

Антарктида — самый холодный и высокий благодаря колоссальному обледенению материк на Земле, своими очертаниями слегка напоминающий Северный Ледовитый океан. Ее площадь — около 1.400 миллионов квадратных километров, что почти в два раза больше Австралии и в полтора раза — Европы. Средняя высота превышает 2.000 м, а 25 процентов поверхности расположено на высоте более 3.000 м. Льда здесь столько, что им можно было бы покрыть весь земной шар слоем толщиной около 50 метров!

Осенью 1956 года экспедиция, в составе которой находился Шиманович, отправилась из Калининграда на дизель–электроходах «Обь», «Лена» и теплоходе «Кооперация». В конце декабря 1956–го — начале января 1957–го она прибыла в «Мирный». А 16 декабря 1957 года в районе двух полюсов Земли — геомагнитного и холода — участники этой экспедиции открыли внутриконтинентальную станцию «Восток». Первым начальником ее стал опытный полярник Валентин Сидоров. Здесь в конце декабря 1958 года им была зафиксирована одна из самых низких на Земле температура воздуха — минус 88,3. Именно станцию «Восток» считали местом на Земле, по своим экстремальным условиям для проживания человека похожим на условия пребывания его в космическом пространстве.

Земная ось

Что можно привезти из Антарктиды в качестве сувенира? Конечно, пингвина! Вернее, его чучело. Но сделать это чрезвычайно сложно. Браконьерство строго запрещено, хотя случаи такие редко, но были: доверчивому пингвину давали понюхать хлороформа, после чего тот засыпал. Некоторым удавалось найти погибших и замерзших животных. Полярники даже придумали технологию специальной обработки тушки для перевоза ее через жаркий экватор. Шимановичу повезло — он вернулся в Минск с двумя «пингвинами». Одного подарил биологическому факультету Белгосуниверситета, где и сделали чучело. Второй стоял в нашем кабинете.

Вспоминая совместную работу с американцами в «Мирном», Виктор Константинович рассказал об одном случае. Было это сразу после Пленума ЦК КПСС, состоявшегося в Москве 4 июля 1957 года. Пленум осудил антипартийную группу Молотова, Кагановича, Маленкова и, как тогда писалось, примкнувшего к ним Шепилова. А портреты этих деятелей «украшали» стены многих помещений в обсерватории. Естественно, сразу же поступило указание снять контрагитацию. В присутствии иностранца делать это посчитали не совсем удобным и решили дождаться, когда тот пойдет работать на улицу. В конце концов портреты сняли. Но были очень удивлены тому, что вернувшийся американец не задал ни одного вопроса, будто и не заметил исчезновения. На третий день терпение советских полярников закончилось, и они задали вопрос в лоб. Иностранец улыбнулся и сказал: «Я обо всем узнал раньше вас и всего лишь ждал, когда же вы наконец снимете эти портреты». По обычаю тех лет о том, что происходило в нашей стране, мы сами узнавали тогда, когда это было уже известно всему миру.

В «Мирном» существовала замечательная традиция — торжественная передача континента. Когда третья экспедиция «принимала дела» у второй, состоялся концерт работников Ленинградской филармонии, которые тоже были членами экспедиции и «силой искусства поднимали моральный дух исследователей». Заключительным номером стал «Танец маленьких лебедей» в исполнении самих полярников, причем тех, чей вес был не менее 150 кг! Ведущим солистом был сам Алексей Федорович Трешников. А на ногах у «маленьких лебедей» вместо пуантов были унты.

Исследования продолжаются

В 1960 году в «Мирном» во время пожара погибла вся группа аэрологов пятой экспедиции. Виктор Константинович, узнав о трагедии, очень переживал. Среди погибших был его друг Оскар Кричак. В 1956 — 1958 гг. они вместе были в Антарктиде. Кстати, Кричак и в эту роковую поездку звал с собой Шимановича, но Виктор Константинович не смог поехать. По его словам, трагедия могла произойти из–за бочки с бензином, оставленной как раз во время второй экспедиции. Дом метеорологов стоял чуть в стороне от остальных. Несколько дней мела сильная пурга, и его занесло снегом почти до самой крыши. А внутри находилась эта бочка с бензином. Пары горючего из–за отсутствия вентиляции, видимо, и вызвали пожар. Спастись в этих условиях было невозможно. Поэтому когда ураган стих, никого в живых уже не было.

Несмотря на всю знойность романтики, количество мужественных странников в царство вечной мерзлоты не уменьшается. Вслед за Виктором Шимановичем в Антарктиду отправился Генрих Маевский, третьим был Федор Кабот из Бреста. Всего за 50 лет в экспедициях на Южный полюс участвовало почти 70 белорусов. В настоящее время на материке продолжают работу Николай Дубовик и Владимир Тышкевич.

Генрих РУТМАН, Нью–Йорк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter