Там, где странствует песок

Всего в 493  километра от  Минск

Всего в 493  километра от  Минска

Чтобы решиться ехать на холодное Балтийское побережье после окончания курортного сезона, нужны веские причины. К примеру, не дающие покоя приступы кислородного голодания, желание отдохнуть от стресса и поиск тишины (хотя ее можно найти и в белорусской глубинке). Но влекла жажда  новых впечатлений да и желание посмотреть, как живут соседи в Евросоюзе.

Отдых на Куршской косе просто идеален для любителей уединения, тишины и спокойствия, которые так необходимы городскому жителю.  Села за компьютер и решила заказать номер в отеле на берегу Балтийского моря. Вроде и сезон курортный закончился, но, к своему удивлению, свободный номер я отыскала с трудом. Цена – 130 литов за номер (1 лит = 832 бел. рубля). Надо сказать, немало. Но по европейским меркам нормально.

Чтобы попасть в Ниду, нужно доехать до Клайпеды и минут пять  ожидать паром, который перевезет вас вместе с машиной или автобусом на другой берег, именуемый Куршская коса. И совсем недорого (30 литов с машины в оба конца). Куршская коса – национальный заповедник, и на въезде пост, где необходимо оплатить экологический сбор (10 литов за машину или мотоцикл).

Здесь особый, уникальный микроклимат. Воздух пропитан целебным сосновым запахом.

На литовской части Куршской косы расположены 4 поселка — Юодкранте, Нида, Прейла и Пярвалка, которые объединены в один — Неринга.  Это бывшие рыбацкие поселки. С одной стороны косу омывает практически пресный залив, с другой – чуть солененькое Балтийское море.

В солнечный день Юодкранте выглядел очень мило. Здесь много красивых аккуратных домиков и маленьких, но изысканных отелей.  Место, надо сказать, загадочное. По всей набережной камни: на железных ножках, подвешенные на веревках, слегка отколотые, с какой-то целью просверленные. Скульптуры такие “Земля и вода” называются.

На горе Рагану (горе Ведьм) расположена уникальная композиция деревянных скульптур ведьм, ведьмаков, чертей, героев легенд о Неринге, вырезанных из дуба народными умельцами со всей Литвы.  Эта гора издавна упоминалась как популярное место празднования Йонинес (Ивана Купалы). Существует поверье, что если прошептать на ушко одной из ведьм свое желание, оно непременно исполнится. Если же посидеть на определенной скамейке, можно избавиться от болезней. Ну что сказать… Яркий пример того, как можно на пустом месте распиарить всякую небывалицу.

Многие приезжающие предпочитают  отели, иные снимают домики.  Этот чудесный уголок природы первыми облюбовали немецкие пенсионеры. Пресытившиеся  англичане, американцы, канадцы и другие рванули сюда за созерцанием дикой природы (50 тысяч приезжающих в год на полторы тысячи постоянных жителей).  Песчаные склоны, прибрежные дюны бережно ограждены невысокими заборами из сплетенных ветвей деревьев. Здешние необычайно чистые широкие песчаные пляжи по праву получили «голубой флажок». Людей на побережье мало. Если вы отойдете на километр в сторону, то окажетесь в полном уединении. Вокруг ни живой души, и чувство такое, как будто вы попали на необитаемый остров.

Поход в дюны обычно бывает самой экстремальной частью экскурсии. Чтобы сохранить их для будущих поколений, движение  туристов ограничено, подниматься в дюны можно только в специально отведенных местах. Растительность здесь скудная.  Этакая литовская Сахара. Для поднявшихся на самый верх открывается великолепная панорама: с одной стороны — синее море, с другой — залив, голубое небо и огромные горы песка.

На вершине дюны Парниджё оборудована обзорная площадка. В 1995 году здесь были установлены солнечные часы. Место для них было выбрано не случайно. Куршская коса – единственное место в Литве, где солнце восходит и заходит от поверхности воды.

Старинные рыбацкие домики, полностью отреставрированные,  поражают стилем и дизайном. Покрашены они либо в темно-бордовый, либо в коричневый цвет, а нарядный вид им придают бело-синие карнизы крыш, ставни и наличники.  Многие из них переоборудованы в частные гостиницы или виллы.

Местные жители на лето превращают свои жилища  в кафе. Они буквально утопают в цветах и вишневых деревьях.  Рыбаки  выходят в море  каждое утро, и уже к вечеру пойманная рыба появляется на прилавках. Рядом с домиками обязательно будет стоять коптильня. Если вам попадется вывеска «Zuvis» (рыба)—прямо идите туда.  И можете быть уверены, что купите рыбку свежей... только-только из коптильни, как говорится, горяченькой. Окунь, налим, лещ и, конечно, деликатес Куршского залива угорь – все это вы сможете попробовать в близлежащем кафе за кружечкой отменного литовского пива. 

Угря можно отведать не только в морском ресторанчике, но и реально самому отправиться на пирс и уйти на катере в море рыбачить. Что я и попробовала. На  яхте отправились в устье реки Нямунас (Неман), которая впадает в залив. В деревне Минге, в которой мы расположились, центральной улицей является река. Эту деревушку еще  называют не иначе, как литовская Венеция. На берегу сидят рыбаки и рыбачки. Домики все старинные, интересной архитектуры, и в гости здесь соседи приезжают  друг к другу на катерах и яхтах. 

Вежливость и улыбки литовцев подтверждали, что туристы для них — «золотая жила». Они знают немецкий, русский, польский. Тебя приветствуют по-литовски: «Лаба дена», а когда ты говоришь: «Здравствуйте», тут же переходят на русский.

КСТАТИ. Во времена советской власти Куршская коса была за­крытой пограничной зоной. Отдыхать здесь  могли только избранные. И то по специальному  разрешению. В то время на косу было запрещено ввозить надувные лодки, матрасы, снаряжение для подводного плавания. Плавать можно было только в заливе, а все имеющиеся лодки подвергались строгой регистрации... Таким образом советское правительство предостерегало своих граждан от соблазна по морю сбежать в Швецию. Закрытость пошла на пользу — будучи заповедным, этот край был защищен от деятельности человека и только поэтому смог остаться в своем первозданном виде.

Вдоль моря сооружена велосипедная трасса со всеми предусмотренными  знаками и разметкой. Можно взять велосипед напрокат, стоит всего ничего: 7 литов — 1 час и 30 литов — сутки. Дорожка петляет от одного до другого берега Куршской косы, местами проходит возле дюн, местами — возле моря. Через каждые несколько километров есть места отдыха.

В свое время Куршскую косу облюбовал для себя известный немецкий писатель Томас Манн. Его дачный домик на вершине дюны является местом паломничества немцев (да и не только). В свое время Манн взял в аренду целую дюну сроком на 99 лет. На вершине построили дом. Именно такой писатель хотел видеть свою дачу — ничем не отличающейся от домов местных жителей. Крыша покрыта соломой, крохотные комнатки, маленький камин,  окна выходят на море и корабельные сосны. Классик три года жил в этих местах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter