Глава № 9. Из серии «Молния над горизонтом»

Там, где ночует душа…

Глава № 9. Из серии «Молния над горизонтом»


Думаю, что нынешней весной городские власти поторопились отключить отопление в жилых домах. В конце марта блеснули теплом и солнцем несколько деньков, и метеорологи поспешили предсказать теплый апрель. А он вышел, как вся погода у нас последнее время, никакой. Ни тепла, ни солнца вдоволь.


Впрочем, мы уже привыкли и к капризам погоды, и к торопливым прогнозам синоптиков. 

Мне же вся эта ситуация дала возможность обратиться к теме так называемых бомжей и, как показалось, в итоге прийти к любопытному открытию. Оказывается, бомжи — это не те люди, которые существуют без определенного места жительства. Все проще и одновременно серьезнее и глубже.

Но обо всем по порядку…

* * *

Минувшей осенью случилась похожая картина. Стояли приветливые, нежные дни бабьего лета, и казалось, октябрь еще надолго удержит такую комфортную для души и тела погоду. Получалось, что еще целую неделю отпуска я мог блаженствовать в одиночестве на своей небольшой усадьбе на Браславщине.

Не вышло. В понедельник с утра небо обложили густые тучи и шел хоть и мелкий, но уже по-настоящему осенний дождь. Ничего хорошего не обещал и порывистый ветер с озера.

Сказка окончилась, грустно пошутил я сам себе и стал думать, как «облагородить» такой хмурый день. В голову пришла мысль приготовить на обед оладьи из тыквы. Благо все под рукой в доме было. Даже свежий куриный фарш.

Выпил кофе и стал заниматься кулинарией. Так пытался уйти не только от непутевой погоды, но и тревожного наследия минувшей ночи. Приснилось, что оказался в компании бомжей, с такой же котомкой, как у них. Где-то в районе вокзала — не то автобусного, не то железнодорожного. Мы все с неким подозрением, сочувствием, а то и любопытством наблюдаем за этими людьми. Порой, может быть, даже представляем себя на их месте. В журналистской практике мне доводилось заниматься этой темой. Убедился, что на эту стезю всех их привели разные обстоятельства. Как правило, бытовые и жизненные неурядицы. Есть наиболее распространенный миф о том, что якобы всех этих людей к такой жизни привела страсть к спиртному. Нет. Пьяницы, как клопы, сидят дома, сосут кровь с родных и близких и далеко не отходят от подъезда. Настоящие бомжи чаще всего выпивать начинают во время своих скитаний. И что удивительно, нередко скитания эти начинаются по собственной воле. Почему? Что же случается в характерах и мыслях таких странников?

Оделся потеплее и пошел к озеру. Убедился, что при таком ветре и волнах бесполезно забрасывать снасти. Недолго усидишь на мостике. Вернулся. Отнес в беседку ранее приготовленные и уже слегка остывшие тыквенные оладьи. Замечательная штука, скажу я вам! К тому же уже хорошо настоялся мой любимый китайский чай. Есть время и поесть, и поразмышлять.

Вспомнился знакомый бомж Артем, с которым я бы сейчас с удовольствием попил чая в одной компании. Высокий, жилистый. С бездонными синими глазами. Как-то он тащил за собой тяжелую тележку, и я остановил машину и предложил подвезти его со своим грузом. Он после некоторого колебания согласился. Так мы познакомились и разговорились. Он служил в милиции и заработал минимальную пенсию, поскольку за проступок его оттуда выдворили. Сын и дочь выросли и давно живут в России. Жена умерла от онкологии. Стал запивать. Но взялся за ум. Не опустился окончательно. Хотя успел из «трешки» переселиться в скромную однокомнатную. В ней зимой и перебивается. Иногда приглашает туда таких же любителей побродяжничать. Летом вместе с ними уходит на свой промысел. Но больше любит скитаться один. Потертые джинсы, еще сносные кроссовки, старая рубаха и неопределенного цвета куртка были в тот день на нем. Говорил он мало. Рассказывал, что особого смысла в жизни не видит. Потому и неважно, где и как жить.

Я не дискутировал с ним. Но сейчас, после того жутковатого сна, все же задумался. Мы ведь даже детей пугаем бомжами. Да что детей! Вспомнился конкретный случай из практики.

…Работал у нас технарем один сорокалетний мужчина. И вдруг начал спиваться. Конкретно. Вроде бы и причин особых не было. Небольшая хрущевка, жена, малолетняя дочь… Сколько таких семей. Два раза его начальник приносил подписанное заявление этого работника с просьбой уволить по собственному желанию. Достал он его своей пьянкой.

В третий раз я вызвал проспавшегося работника в свой кабинет и сел напротив. Рассказал ему такую картину. Его дочь, которая занимается спортом, будет ездить на сборы, на соревнования… И вот на вокзале в компании тренера и подружек она однажды увидит тебя — грязного, опустившегося… «Как думаешь, — спросил его, — подойдет ли она к тебе?» — «Не знаю», — пожал плечами наш технарь. «Не подойдет, — ответил я ему тогда. — Постесняется. А ведь рассказывают, что ты ее очень любишь».

Мужчина тот завязал наглухо, а дочь выросла известной в стране спортсменкой.

Как тепло ни был одет, как хорошо ни согревал зеленый чай, а в беседке было зябко и неуютно. Шумели на ветру столетние липы. Кружили и выстраивались в бесконечную очередь тяжелые осенние тучи. Но у меня какие проблемы? Растопил ближе к вечеру печь, камин. В доме телевизор, ноутбук. А как думают пережить зиму бомжи, которые встречаются на берегу Осиповичского водохранилища? О них мне рассказывали рыбаки. Говорят, что даже есть там чуть ли не свое братство. Каждое лето съезжаются они вместе на берег озера и живут в шалашах. Некоторые ловят рыбу, так что уха у них есть всегда. Немало еды оставляют после себя и рыбаки. Но так было раньше. Может быть, сейчас что-то изменилось? Давно и сам не был в тех краях.

Ближе к ночи поймал себя на мысли: вот-вот открою некую тайну, что приподнимет завесу загадочности из жизни тех, кто по самым разным причинам стал именоваться бомжом. Поленья все трещали, а ответ куда-то ускользал за горизонт. Туда, где сверкают молнии. Те, что приносят очищение, и те, что приносят беду.

Из недельного прогноза узнал, что ничего теплого в этих краях мне не светит. Пора покидать этот в целом благословенный озерный край.

Дорога как дорога. Что для мужика четыре часа за рулем? Заметил, что именно в такие минуты мне частенько и приходят на ум любопытные вещи. Похоже, не обмануло ожидание и сейчас.

Дело не в местожительстве. Можно иметь квартиру, как мой знакомый Артем, и оставаться вечным странником. Обретя дом или квартиру, очень важно найти общую ауру для комфортного проживания под одной крышей с супругой или супругом, с детьми, с внуками. Если этого нет, то дорога к привокзальным бомжам для тебя всегда остается открытой. То есть очень важно построить Другой дом. Дом для души. Там нет ни дерева, ни кирпича. Нужен совсем другой материал. Прочный и хрустальный одновременно. Зато, построив свой дом для души, ты уже никогда не станешь бомжом. Тебе есть где укрыться от обид и невзгод. Потому что в таком доме царят любовь и доброта. Ты сам привел их туда.

Погода портилась на глазах. А ведь синоптики обещали еще едва ли не целую неделю бабьего лета. Дождь усилился. Видимость уменьшилась, и предстояло ехать еще осторожнее. Всю оставшуюся дорогу все еще думалось о тех неприкаянных душах, которые так и не обрели крышу над головой. Где им укрыться от жизненной и природной непогоды? Подумалось, что их всегда примет церковь. Но вера тоже требует немало усилий от каждого из нас. Не всем она по плечу.

Вот и выходит, что без труда и усилий души в этом мире никак не прожить.

Простейшая истина…

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter