Батюшка-земледелец, панские хоромы и артистки-долгожительницы: что еще узнала о деревне Ист наш корреспондент

Там, где ИСТина живет

Тысячи больших и маленьких деревень — у каждой своя судьба, своя летопись и свои достопримечательности. А еще — традиции, начало которым много-много лет назад положили местные жители. Про каждую из этих деревенек с их самобытной историей можно написать большой роман. Как и про уникальное село под названием Ист, что расположилось на миорской земле. Итак, поехали…

Батюшка Александр.

Батюшка и его хобби 

— Ист — вторая по населенности деревня в нашем Язненском сельсовете, — рассказывает глава сельской власти Валентина Федькович. — Сейчас здесь живут чуть больше ста человек, хотя в прежние времена она была в разы больше.

Гравийная дорога петляет среди полей и пролесков. Шесть километров от центра хозяйства — и мы на месте. Прежде всего взору открывается небольшая, но очень красивая церквушка. Священник Александр Карандей регулярно проводит здесь службы. Дом батюшки утопает в цветах, а сам он имеет необычное хобби — разводит дождевых компостных червей-старателей. Вот сейчас строит для своих питомцев настоящий «дом» и утверждает: они могут даже самую сложную для земледельца почву сделать хорошей плодородной.

Аисты в деревне Ист.

У небольшого мостика через заросшую речушку встречаем необычных путников на мотоцикле. Мария и Евгений Лапицкие возвращаются с луга. Везут с собой целую охапку тмина. 

— Будем сало осенью солить и приправлять, а из стеблей метелки сделаем: хорошие, мягкие получаются, — вводят в курс дела. — Какие проблемы? Автобус ходит по расписанию. ФАП и клуб — свои. Да нет у нас в деревне проблем. Ну разве что только дороги и бобры…

Дороги — больная тема практически всех отдаленных населенных пунктов. Тут не удивишь. И даже тем, что Мария Андреевна как сознательная общественница (она старейшина деревни) недавно насчитала на одном из километровых отрезков старого асфальта целых 150 выбоин. Да, вот такая педантичная Мария Лапицкая. У старейшины всегда под рукой большая общая тетрадь, куда она записывает все самое важное: когда в этом году зацвела липа, какая помощь нужна одиноко проживающей бабушке, какой фонарь перестал гореть на улице. Здесь, в этой «энциклопедии» бывшей учительницы, а ныне пенсионерки, можно найти все что угодно. Поэтому и при встрече с председателем сельсовета она сразу же достает свой «гроссбух» — нужно доложить главе местной власти о сегодняшней обстановке.

Истовский ФАП, заведующая Валентина Титова с пациенткой.

Пока старейшина и председатель сельсовета беседуют о делах насущных, Евгений Евгеньевич рассказывает о второй проблеме — нашествии бобров. Утверждает: законодательство в этом плане явно отстает. Зверюги множатся с катастрофической скоростью. Вредят реке, идут на огороды, а у людей руки связаны — как бы под штрафы не попасть.

— Вы знаете, сколько в этой реке рыбы раньше было? — вопрошает пенсионер. — Только ленивый не ловил, можно было майками добычу таскать. А лет 30 назад сначала мелиорация прошлась — река вдруг обмелела, заилилась, стала зарастать, теперь бобры добавляют беды: то и дело устраивают запруды по течению. На рыбалку, конечно, люди сюда ходят, но уже так, по привычке — больше для удовольствия общения с природой. Хотя весной вода поднялась и караси сверху прорвались. Местным рыбакам повезло ненадолго вспомнить былые времена.

Председатель Язненского сельсовета Валентина Федькович и супруги Лапицкие.

Жить не скучно

Поближе познакомившись с жителями Иста, я была удивлена. Даже люди, достигшие золотого возраста, отличаются здесь особой активностью и жизненной энергией. Представляете, в деревне действует аутентичный фольклорный народный коллектив под названием «Истовица». Его участницы — артистки в возрасте 80+! Например, старейшая жительница села 90-летняя Ядвига Фурс до сих пор ездит «по гастролям». С удовольствием вместе с подружками выступает на разных праздниках. Вот и сейчас во дворе, перебирая чернику, мелодично выводит незнакомую для меня старинную белорусскую песню. Заведующая местным клубом Раиса Наливайко улыбается:

— Пенсионерки у нас неугомонные. Едем куда-нибудь на выступление — они всю дорогу поют. И туда, и обратно, и там — на сцене. Без музыки. Одна заводит, остальные подхватывают. Таких песен, поверьте, вы не слышали в наше время. А вот бабушки-прабабушки их когда-то хорошо знали. К счастью, благодаря этим энтузиасткам народный фольклор сохранился до наших времен.

Старейшая жительница деревни и певица Ядвига Фурс.

…Над улицей трепыхают-завораживают переливы чистого женского голоса, крупные ягоды черники падают из тазика в ведерко, а сама песенница где-то далеко, в своих мыслях. 

— Я уже лет 40 в «Истовице» пою, — рассказывает минуту спустя. — Мы с молодости привыкли все вместе — и в праздники, и в горе. Так и получился наш ансамбль, — улыбается добрыми глазами хозяйка. — И сейчас живет, хотя здоровье и у меня, и у подружек-ровесниц уже не очень. Работали в свое время не покладая рук. Я одна серпом 25 соток за день ржи да озимой пшеницы убирала. За лето 10 гектаров. 

Энтузиазм и жизненную стойкость деревенских пенсионеров подтверждает и продавец местного магазина Светлана Свирко.

— Несмотря на то что за пожилыми одинокими людьми ухаживают несколько соцработников (мы обслуживаем помощников вне очереди), многие стараются и сами в магазин прийти. Я вон специально для них стулья поставила, чтобы было где отдохнуть. Во время обострения эпидемиологической обстановки просила: ну не ходите вы лишний раз в магазин, не рискуйте здоровьем! А они все равно как по расписанию на прогулку. Что с ними поделаешь, насильно в доме, как детей, не закроешь, — шутит Светлана.

Ведро с маслом и аисты 

Есть что вспомнить о былых временах и 86-летней Лие Лапицкой:

— В Исте и соседней Парадни (деревни практически сливаются в одну) очень много людей жило. Вокруг было несколько больших панских усадеб. Там сельчане и работали. Мои мама и отец из многодетных семей. Маме, Елене Ивановне, повезло — бездетный дядя подарил ей надел земли (кстати, я сейчас на этом родовом наделе и живу). А папа был безземельным. До замужества мама работала у панов и была в хороших отношениях с хозяйкой. А потом нас воспитывала и на своей земле трудилась. Времена были нелегкие — неурожай, корова сдохла… Рассказывала: пришел такой день, когда нас, малых, совсем нечем было кормить. И отправилась тогда мама в панскую усадьбу, поклонилась пани в ноги. Хозяйка придумала, как помочь бывшей работнице так, чтобы пана не разозлить — вымазала ведро изнутри маслом. А чтобы скрыть щедрый подарок, налила сверху молока. Несла этот гостинец мама домой и плакала от счастья и благодарности. 

Нелегко пришлось и в годы войны. И хотя оккупанты в деревне не стояли, наведывались часто. Тогда детей и подростков местные жители прятали подальше от греха. А фашисты отбирали продукты, уводили скот. Лия Владимировна помнит, как немцы сняли с забора выстиранную простыню, разорвали ее, сделав веревку, и потащили на этой простыне со двора единственную кормилицу-буренку.

Итак, история села богата и многогранна. Как и его жителей. Но откуда у деревни такое необычное название? Версий несколько. Одна из них наиболее вероятная. Когда-то в поселении было только три дома. Аисты тоже с удовольствием тут обитали. Сначала деревню называли Аисты, а так как она была очень маленькой, прижилось единственное число — Аист. Со временем первая буква отпала. Вот и получился Ист. 

Судя по тому, сколько гнездовий величественных аистов мне удалось увидеть по дороге в Ист, эта гипотеза действительно имеет право на жизнь.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter