Чашникский район: от судоходной Уллы до города энергетиков

Там, где чаша полна

Край хрустальной чистоты озер и уникальных мастеров гончарного дела. Родина известного белорусского просветителя Василия Тяпинского, поэтов Янки Журбы и Геннадия Пашкова. Здесь, на Чашникской земле, родовые корни лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова и летчика‑космонавта Георгия Гречко…

 
Истории города Чашники более пяти веков. Первые упоминания о населенном пункте можно встретить в перечне крупнейших поселений Полоцкого воеводства Великого княжества Литовского. Как‑никак, а географические и природные условия для быстрого развития тут более чем подходящие. Это сейчас извилистую реку Уллу на некоторых участках можно пешком перейти. А раньше она была очень важным судоходным звеном на пути «из варяг в греки», сама по себе привлекала торговый и мастеровитый люд.



Не оскудел на людей талантливых Чашникский район и в наше время. Сегодня это развитой социально‑экономический центр с крупными предприятиями, известными далеко за рубежом. Лукомльская ГРЭС, керамзитогравиевый завод, бумажная фабрика «Красная звезда», десятки успешных представителей малого и среднего бизнеса. А главное — люди, которые своими руками и умами продолжают старые традиции и осваивают новые пути созидания на благо родного края. О них и пойдет речь.




Свои ключи не тянут

Вячеслав Шагинов — уникальный человек. Дилетанту непонятно, как обычный слесарь — бригадир цеха централизованного ремонта может работать творчески? Вот с этими огромнейшими ключами, которые и поднять-то сложно. Вячеслав Анатольевич смеется:

— За 30 лет уже привык, они мне перышками кажутся. А если серьезно, то я не понимаю, как можно работать не творчески. Я обслуживаю основные насосы, подающие воду на котел, который обеспечивает паром турбину. Давление в этих насосах — 340 килограммов. То есть в час по трубопроводу проходит около 1,2 тысячи кубометров воды. Представляете силу потока? Оборудование само преподносит заковыристые задачки для решения. Вот и думаешь: как сделать быстро, качественно и дешево? Это как доктор на приеме: нужно поставить диагноз и выбрать оптимальный метод лечения. Иногда эти методы отличаются от общепринятых. Бывает так, что в решении сложной задачи существует простой вариант ответа: нужно только взглянуть на ситуацию под другим углом…

Слесарь Вячеслав Шагинов — уникальный человек. Вот с такими огромнейшими ключами он работает на Лукомльской ­ГРЭС. К делу подходит творчески. Шагинов — один из лучших рационализаторов предприятия.

За время своей работы на электростанции Вячеслав Шагинов внес около 40 рацпредложений (только в прошлом году — 8). Свыше 30 уже внедрены в производство. Что это дало предприятию? На вопрос отвечает инженер производственно-технического отдела Лукомльской ГРЭС Дмитрий Лавров:

— Вячеслав Шагинов — один из наших лучших рационализаторов, в последние годы постоянно занимает призовые места во всех конкурсах. А его предложения выливаются в повышение надежности работы оборудования, сокращение трудовых и материальных затрат на проведение ремонтов и улучшение условий работы персонала.


Интересно, что Вячеслав Анатольевич — потомственный энергетик. На ЛГРЭС долгое время трудились его родители. Отец — заслуженный энергетик Республики Беларусь, тоже был слесарем, бригадиром, два года находился в командировке в Ираке и даже имеет грамоту, подписанную руководством арабской страны.

Вячеслав считает отца своим первым учителем. И сам уже успел стать наставником для десятков молодых специалистов. Расширяет квалификацию, исполняя обязанности мастера по ремонту парогазотурбинного оборудования, знаком с работой ведущих российских энергетических объектов, его приглашали на Белорусскую АЭС.



— Интересно, конечно, было бы поработать в Островце, — размышляет Вячеслав. — Но я родился и вырос на Чашниччине. Поэтому считаю своим долгом трудиться именно здесь. Сегодня стратегическая важность Лукомльской ГРЭС не ослабевает: в энергосистеме страны всегда должен быть резерв мощностей. Да и станция у нас в последние годы здорово модернизировалась, получила новое дыхание. А еще — город у нас замечательный. Посмотрите, какое озеро! Как и все новолукомчане, я тоже рыбак. Забросишь удочку — и любуешься очертаниями величественной станции-корабля, что украшает противоположный берег. Классно…


Вот такая необычайно творческая и романтическая натура у нашего героя, которого недавно от района представили к званию «Человек года Витебщины»…

 Пейзажи от сердца

…Она стояла и молча плакала — пожилая женщина никак не могла оторвать взгляд от картины. Художник Михаил Байков, чья выставка тогда проходила в Художественном музее Витебска, подошел к посетительнице, чтобы спросить, в чем дело. А та сквозь слезы улыбнулась в ответ: спасибо, что дали надежду.


Сегодня чашникский мастер кисти, вспоминая эту историю, не скрывает: тот эпизод стал самой высокой наградой в жизни. Что же так впечатлило незнакомую женщину?

— Это был пейзаж. Я часто использую солнце для выразительности содержания, — рассказывает автор. — Вот и там была изображена темная аллея в сумрачном лесу. Но аллея вела к живописной поляне, на которую сквозь мохнатые лапы елей падали яркие солнечные лучи. Я подметил это здесь, в родном районе, недалеко от Новолукомля. И сам был впечатлен.



Природа словно подводила к жизнеутверждающему выводу: как бы плохо в этой жизни человеку ни было — где-то его обязательно ждет свет. Главное, не сбиваться с пути и продолжать идти вперед.

Не знаю, что тогда было на душе у той женщины, какая беда выбила ее из колеи, но это очень хорошо, что картина помогла, — искусство тоже имеет целебную силу.

Рисовать Михаил Петрович начал еще в раннем детстве. Часами сидел на берегу местной речушки, путешествовал по округе с мольбертом в руках. И к выпускному классу уже четко определился с будущей профессией. С первой попытки поступить в университет не получилось. Пошел в армию. Служить довелось в ВВС Закавказского военного округа, в Тбилиси. Там, заметив талантливого новобранца, нашли ему дело по душе — отправили в штаб армии картографом. Секретность допуска — № 1. Сколько аэродромов, расположений войск и других важных объектов запечатлел — не счесть. Но и для набросков грузинских пейзажей время находил. Демобилизовавшись, уже без проблем поступил на худграф.


— Получил диплом, затем работал по распределению учителем черчения, рисования и труда в сельской школе, — вспоминает наш герой. — А десять лет назад стал директором Лукомльской школы, где тогда училось свыше 130 ребят. Сейчас, к сожалению, остались только начальные классы — всего 8 человек. Еще 9 малышей — детсадовского возраста. Это самая маленькая школа-сад в районе.

Директор и теперь находит время для искусства. Его ученики побеждают в конкурсах, около десяти ребят уже изучают живопись в вузах. Михаил Байков — автор свыше 300 картин. Большинство из них посвящены природе родного края. Любимая — «Подсолнухи», написанная в стиле постэкспрессионизма по мотивам творчества Ван Гога лет 30 назад. Сейчас она висит в его кабинете. А художник с грустью подчеркивает: не единожды хотелось повторить что-либо подобное, но не получается — годы подталкивают к реалистичности, нет того мечтательного юношеского восприятия мира. Хотя со своими учениками Михаил Петрович, как и прежде, на равных — именно к нему бегут малыши в поисках сочувствия, поддержки, примирения. А может, так оно и надо?

Тайны земли Черейской

Кажется, что планета остановилась и ты вышел… В небеса, куда манят уникальные своды купола полуразрушенного храма в Белой Церкви вблизи Череи.

— Вы не единственные, кого удивляет мастерство зодчего, так и оставшегося неизвестным, — отмечает местный библиотекарь по профессии и историк и краевед по призванию Татьяна Козловская. — Кто бы сюда ни приходил, кто бы ни приезжал, все утверждают: старая церковь — редчайший памятник архитектуры. Смотрите: с помощью необычной кирпичной кладки купол как бы парит над землей и точно так же заставляет парить человеческую душу...


Татьяна Михайловна и сама уникальный человек. Вот уже четверть века работает на черейской земле, куда приехала с Урала. Здесь родина ее отца.

— Как можно жить и не знать историю края? — удивляется собеседница. — Тем более такого. Вы знаете, что здесь родился известный французский поэт Оскар Милош? И что его семья жила в усадьбе Льва Сапеги? Дом, построенный моим отцом, находится рядом с этой усадьбой. В десятке метров — старая липовая аллея. Чуть дальше — сиреневая… Оскар когда-то писал, что, подъезжая к усадьбе, не мог миновать сиреневую аллею. Милоши были очень прогрессивными людьми — у них даже был свой воздушный шар, оранжерея и 126 сортов сирени. А в годы войны здесь расстреляли около тысячи евреев — к памятнику погибшим тоже идут люди. Так что хочешь не хочешь, а приходится быть экскурсоводом…



Татьяна Козловская, конечно, скромничает. Окрестности Череи давно стали для нее базой научных изысканий. Сейчас она часами может рассказывать и о французском поэте, с зарубежными поклонниками которого поддерживает постоянную связь, и о версиях года строительства той самой Белой Церкви. Изучает, анализирует, ищет обоснования, делает выводы. Человек настолько увлеченный историей и краеведением, что даже не может провести хотя бы маленькую грань между семьей, работой и своим хобби. Просто все это — ее неделимая на части жизнь.



— Недавно при помощи энтузиастов выпустили очередной ролик про Черею, первые упоминания о которой относятся к 1066 году. Для тех, кто уже давно покинул родные места. Не представляете, сколько откликов было! — радуется библиотекарь. — До войны в местечке, когда-то являвшимся центром района, жило свыше 3 тысяч человек. Сейчас — всего 300… Бывшим уроженцам, их потомкам очень интересно видеть, как меняются окрестности. Просят продолжения…



Жители деревни помогают Татьяне Михайловне в сборе старых фотографий, воспоминаний и других экспонатов. Например, сейчас в библиотеке бережно хранится фанерный чемоданчик с боевыми наградами и письмами погибшего на фронте старшего сержанта Ивана Солдатенко — их передали родственники. А вот заметки легендарного генерала Героя Советского Союза Евгения Ивановского: «Пролетая над Череей, я всегда машу крылом…» — его родина, кстати, тоже здесь.

 Французский акцент

 Мечтали приобщиться к высокой кухне и попробовать французские деликатесы? В Чашникском районе — запросто. Хотите кордон-бле, киш-лорен, соус бешамель или шоколадный фондан? Без проблем — известный французский ресторатор, который переселился в деревню Стражевичи шесть лет назад, очень любит гостей.


Знакомьтесь: месье Борис Буаняр. Его привела в белорусскую глубинку большая любовь. Со своей будущей женой Оксаной познакомился в Бельгии, куда оба приезжали погостить к друзьям. А через некоторое время Борис уже собирал вещи для переезда.

Оксана работала в Витебске, но ее избранник мечтал жить на природе. Купил старенькую усадьбу в Чашникском районе, обзавелся хозяйством. Немногочисленные местные жители сначала считали его чудаком, а потом стали перенимать аграрный европейский опыт — француз развел большое приусадебное хозяйство (вьетнамские свинки, куры, гуси, утки, козы), особым способом делал грядки, привез зарубежные семена. Языковой барьер? Нет, его не существует, улыбается Борис, с которым общаемся через переводчика.



— Мы с сельчанами как-то легко понимаем друг друга. Они — на русском, я — на французском. И все в порядке, — утверждает герой. — Правда, из французской кухни моим соседям не все нравится…

Ресторатор рассказывает: решил как-то устроить дружеский ужин. Поставил на стол виноградные улитки, запеченные со сливочным маслом, чесноком, петрушкой и миндальной крошкой, — пальчики оближешь! Чтобы выдержать все нюансы сложной технологии, приготовление французского деликатеса из белорусского сырья требует примерно месяц времени. Но гости к этому блюду весьма скептически отнеслись, больше налегали на кондитерские изыски.



Тем не менее виноградных улиток теперь собирают и заграничному соседу несут — ему пригодятся. Бориса часто приглашают готовить на званых обедах, банкетах, он дает мастер-классы в самых популярных ресторанах Минска и Витебска. И улитки его знатоки очень ценят.

— Недавно из Несвижа звонили, рецепт улиток просили. Мне, конечно, не жалко — на здоровье. Вот только одного опасаюсь: белорусские коллеги часто «унифицируют» мои рецепты, чтобы поставить на поток блюдо, ускорить его приготовление. А ведь это авторская методика, проверенная и отработанная до мелочей. Любое отступление — потеря качества. Потом будут говорить, что рецепт «от Бориса» — не солидно…


О том, что новосел — исключительно творческий человек, свидетельствуют факты: Борис Буаняр охотно участвует во всех праздниках, фестивалях, конкурсах. Не устает восхищаться белорусской природой, путешествует на велосипеде по местным озерам и уже разработал целый ряд туристических маршрутов для своих зарубежных друзей, которым не терпится приехать в гости. Недавно Борис выкупил здание бывшего магазина и приобрел в Стражевичах пустующий жилой дом — планирует открыть агроусадьбу с кулинарным подтекстом. Будет здесь проводить для всех желающих мастер-классы, а заодно вдохновляться красотой озерного края.


Растим таланты сами

До чего же звонкие голоса! Юные артисты из вокальной образцовой студии «ДоМиСолька» Чашникского районного центра детей и молодежи покоряют своей искренностью и мастерством. Вот уже 17 лет студию возглавляет молодой и талантливый педагог Юлия Зинкевич — учитель начальных классов и психолог по дипломам. Не имея специального высшего музыкального образования, она смогла открыть коллективу, где сейчас занимаются свыше полусотни ребятишек, дорогу на вершины международного успеха.


Сегодня ребята на равных конкурируют с именитыми артистами, побеждают в престижных конкурсах. В том числе дистанционных (такие состязания стали популярны во время пандемии). У них множество наград, выпускницы студии поступают в самые знаменитые в Беларуси и России вузы культуры и искусства.



— Просто ученики у меня очень хорошие, — скромно отмахивается от вопроса о секрете успеха руководитель студии. — С такими невозможно не побеждать. Вот и жюри престижных международных фестивалей и конкурсов «Творчество без границ» (Минск), «Путешествие к звездам», «MuzStart Fest», «#Дети СветаBeviktor#», «ARTнаследие» (Москва), «Алые паруса — 2020» (Санкт-Петербург) тоже так решили. Наши награды — Гран-при и дипломы победителей.



Что ж, так держать, Юлия Зинкевич и маленькие певцы Чашникской земли!

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter