Почему трудно попасть на прием к врачу

Талон на здоровье

Почему запись на прием к врачу по телефону или через интернет — процедура болезненная
Если хочешь заболеть, сходи в поликлинику. В этой народной шутке есть доля правды. И суть не только в том, что можно в чихающей очереди поймать вирус, речь идет о нервах, потерянных в сумбурной системе обслуживания многих поликлиник. Нам предлагают несколько способов попасть к врачу: взять талон в порядке живой очереди или через интернет, записаться на прием по телефону, воспользоваться платной услугой. Способы разные, а вот результат “хождения за талоном” часто оказывается одинаковым. Убедилась на собственном опыте.


В 1-й детской поликлинике Гродно спрос на талоны всегда большой, поскольку “узкие” специалисты обслуживают здесь солидный городской участок. Набираю номер регистратуры в 10 утра, когда уже ажиотаж “живой” и телефонной очереди спал. Автоответчик сообщает, что линия занята, записаться на прием к врачу можно на сайте talon.by. Приятно удивленная нововведением, захожу на сайт. Есть талоны на прием через восемь дней. Выбираю подходящее время, тщательно ввожу данные своего ребенка, а компьютер сообщает, что “совпадений не найдено”. Два, три, пять раз, проверяя нервы на прочность, пытаюсь найти ошибку ввода данных, ответ тот же. Умная машина, наконец, убеждает, что ошибку нужно искать в другом месте. Набираю номер телефона поликлиники. Автоответчик любезно сообщает, что линия занята, и предлагает записаться на прием к врачу онлайн. Терпеливо жду, пока в трубке появится живой голос. Медработник проверяет базу данных пациентов и приходит к выводу, что ребенок с такой фамилией по каким-то причинам “потерялся”. Хорошо еще, что, поверив на слово, берется исправить ошибку электронной картотеки. Ловлю себя на мысли, что она пока не далеко ушла от бумажной, которой свойственно терять карточки пациентов. Вновь прибегаю к помощи компьютера в записи к врачу, а талон-то тем временем ушел...


На следующее утро в 7.25 присоединяюсь уже в самой поликлинике к длинной очереди за заветным талоном. Как только открывается регистратура, очередь рассасывается мгновенно. Талоны на руки выдаются считаные, увы, не только мне в тот день не повезло. Люди раздосадованы и возмущены... 


С попыткой попасть на УЗИ сердца, причем по платной услуге, история не менее захватывающая. В областном гродненском клиническом кардиоцентре, например, запись на следующую неделю ведется лишь по пятницам в течение 45 минут. Нужно иметь стальные нервы и крепкое сердце, чтобы в этот промежуток времени дождаться в трубке длинных гудков вызова. Мне этого сделать так и не удалось.


Многие люди, вернувшись из поликлиники с взвинченными нервами, набирают номер не только редакции, но и горячей линии Комитета госконтроля Гродненской области. Это побудило специалистов КГК проверить ситуацию. Елена Гиль, заместитель начальника управления контроля бюджетно-финансовой сферы и госорганов рассказала:


— В большинстве гродненских поликлиник есть очереди. Нашим специалистам не удалось записаться на прием, к примеру, в центральную городскую поликлинику ни по телефону, ни онлайн. Пришлось приехать на место. Через интернет-регистратуру взять талон к терапевту они смогли только с помощью программиста поликлиники в присутствии заместителя главврача. Очевидно, что такое нововведение требует усовершенствования. В поликлинике Гродненской областной клинической больницы не выдаются талоны на руки, но предварительная запись на прием к врачам ведется всего по одному телефонному номеру и только с 12.00 до 14.00, поэтому воспользоваться услугой тоже сложно. 


Можно, конечно, пенять на технику, несовершенные программы. 


Но проблема, безусловно, не только в этом. Суть в другом — дефицит врачей. Ситуацию усугубляют и условия работы в медучреждениях. В городской поликлинике № 3 Гродно, функционирующей свыше 30 лет, не проводился капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию. Сейчас здесь принята попытка текущего ремонта хозспособом, но этого явно недостаточно. Поликлиника рассчитана на обслуживание 30 тысяч человек в год, а реально она принимает около 82 тысяч пациентов. “Из-за тесноты администрация вынуждена размещаться в бывшем бассейне медучреждения, который переоборудован под кабинеты, говорит Елена Гиль. 


 — Комитет госконтроля потребовал от руководителей медицинских учреждений и должностных лиц в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения”. 


Как театр начинается с вешалки, так поликлиника, медицинские центры начинаются с регистратуры. Попасть к нужному врачу всегда было делом непростым. Приход новых технологий, кажется, должен привнести больше порядка и размеренности в сферу, где прежде господствовал человеческий фактор. Алгоритм до невероятного прост: есть врачи, они могут за смену принять определенное количество больных, и умной машине остается только принять заказы и записать каждого нуждающегося на прием. Для этого есть все — интернет, многоканальные телефонные линии, подготовленный штат сотрудников. Но, увы, получается, что чем дальше идем по пути прогресса, тем больше сложностей. Раньше было все понятно: утро, окошко регистратуры, талон. Сейчас все то же самое только после нередко бесцельно проведенного времени у телефона или монитора. Спрашивается, зачем тогда нужна вся эта новомодная мишура? Чтобы отчитаться — укоренили, продвинулись, внедрили? Если вводится, анонсируется более доступный способ заказать талончик, то результат должен быть надежным, как снимок рентгеновского аппарата. Если идут постоянные сбои, беспрерывные гудки в трубке, зачем в очередной раз неумелыми действиями вызывать раздражение (и ничего более) у огромного количества людей?


Понятно, что упорядочить уже сложившуюся сумбурную систему обслуживания непросто. Но как долго пациентам придется терпеть? Обнадеживает поиск новых форм записи на прием к врачу. В Минске, например, существует специальная медицинская справочно-информационная служба “131”, которая берет на себя эту “болезненную процедуру”. Хотя, конечно, и небесплатно. Но в этом-то и нет сложностей. Многие готовы в разумных пределах платить за сервис. И на систему онлайн-регистрации большие надежды. За сентябрь сайт talon.by посетили более 180 тысяч пользователей, заказали через интернет-регистратуру свыше 66 тысяч талонов в почти 80 поликлиниках страны. Цифры вроде показательные и обнадеживающие. Но это как средняя температура по больнице. В целом что-то где-то как-то работает. 


Но если нужно записаться на прием к конкретному врачу, пройти обследование, головная боль (и это меньшее из всего, что может быть) скорее всего обеспечена. Почему в очередной раз лечится болезнь, а не ее причины?

Опрос

Легко ли попасть к врачу?

Нина Пищикова, пенсионерка:


— Понятно, что будет нелегко попасть на прием к врачу, когда не хватает специалистов. На мой взгляд, самая большая нагрузка ложится на терапевтов и педиатров. Зайдешь в поликлинику и по очереди уже можешь безошибочно определить, где кабинет такого врача. К “узким” специалистам обычно записываются заранее, порой к ним нет ни талонов на день приема, ни очереди у кабинета. Хорошо, что можно записаться на прием к врачам заранее. А если экстренный случай? Почему у нас не отлажена система платных услуг, ведь даже за деньги иногда приходится сидеть в очереди под дверью кабинета. Поэтому людям проще вызвать “скорую”, если уж невтерпеж, чем заблаговременно обратиться в поликлинику. 


Ирина Тонкович, мама двоих детей:


— В нашей гродненской поликлинике, чтобы попасть к врачу с ребенком, нужно либо записаться на прием по телефону в определенное время, либо взять талон по живой очереди. Количество талонов ограничено. В отведенное для записи время телефон всегда занят, сходить с утра за талоном, когда у тебя маленькие дети, проблематично. К тому же врачи тоже живые люди, им свойственно болеть, уходить в отпуск. Тогда возникает проблема с заменой специалиста, которую сразу же ощущают пациенты.


info@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter