Юным вокалистам не хватает площадок для выступлений

Таланты в поисках сцены

Совсем недавно завершилось прослушивание на детское «Евровидение», прошел детский конкурс на «Славянском базаре в Витебске», на сцену вышли маленькие «зоркi», чтобы в очередной раз блеснуть талантами и... исчезнуть с нашего горизонта. Потому что услышать понравившегося юного певца, за которого вы болели на конкурсе, сегодня решительно негде. Он вышел, спел и пропал, как будто его и не было. Вы не найдете его на сцене в парке Горького или у Ратуши в день народного гулянья, не встретите в концертных программах, не увидите по телевидению... «Дети на конкурсы у нас приходят очень талантливые, один вопрос: куда они деваются потом?» — недоумевает бессменный член жюри всех детских вокальных состязаний, народный артист, композитор Эдуард Зарицкий.


Фото Владимира Шлапака

В академической музыке исполнителей воспитывают с детства, совершенствуя не только технику начинающих пианистов или скрипачей, но и умение держать себя на публике, артистизм и прочие необходимые качества. Так же обучают и ребят, занимающихся в эстрадных студиях, конечно, с поправкой на специфику жанра. И вот здесь возникает парадокс: классические музыканты, которым в последние годы СМИ уделяют гораздо меньше внимания, чем поп–исполнителям, в юном возрасте куда серьезнее обеспечены возможностями для выступлений, чем начинающие эстрадники.

Педагог по вокалу центра дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» Центрального района Глеб Жабко обрисовывает проблему:

— Бывает так, что ребенок, прозанимавшись вокалом несколько лет, за это время на сцену выходил 3 — 4 раза. В итоге он просто боится сцены! И забрасывает занятия, хотя в другой ситуации имел бы перспективы профессионального роста.

Воспитанники музыкальных школ защищены всей доставшейся нам с советских лет системой образования, которая так или иначе стремится к тому, чтобы дать профессиональную подготовку юным талантам. И приучать исполнителей к концертной деятельности начинают с младых ногтей — в конце концов, может статься, это будет их основным занятием на всю оставшуюся жизнь. «Вы можете взглянуть на расписание концертов наших ребят, — безо всякой похвальбы говорит директор ДМШ № 10 имени Евгения Глебова Тамара Куницкая. — У нас в месяц столько выступлений, что жаловаться не на что!» Эстрадным студиям, существующим при учреждениях дополнительного образования, а тем более частным, такая «дольче вита» только снится: все выстраивается чаще всего на личных контактах и собственных пробивных способностях руководителей, нежели по какой–то централизованной системе.

— Можно организовать выступления, если приложить к этому усилия, — делится опытом педагог по вокалу Маргарита Алешкевич. — У нас в студии «Бум» ребята выходят на открытые площадки Московского района, также мы периодически снимаем различные караоке–клубы, где устраиваем отчетные концерты. Чего хотелось бы — так это чтобы уровень организации был повыше. И не помешало бы, конечно, больше площадок, где дети могли бы реализовываться.

С площадками все непросто. У большинства маленьких артистов из минских студий они одни и те же: в крупных концертах ребят выводят на сцену несколько раз в году — 3 июля, 8 Марта, в День Победы или в День города. Приглашают на тематические программы в школы на День учителя или День матери. В связи с этим возникают сложности с репертуаром, сетует Глеб Жабко:

— Ребята хотят петь свои современные песни или мировые хиты, а на День учителя им приходится исполнять тематические композиции про учителей, многие из которых были написаны еще во времена СССР. Единичные школы проводят праздники вроде Дня зарубежной песни, как делает, к примеру, гимназия № 16. Мне очень нравится, что все лето у Минской ратуши выступают музыканты и вокальные коллективы, но там либо студенты профильных вузов, либо люди, уже получившие профессиональное образование. Ребят из вокальных студий туда не приглашают, хотя в наше время музыкальная школа уже не показатель творческой состоятельности ребенка.


Фото Сергея Лозюка

Речь совсем не о погоне за славой, как может показаться со стороны. Вопрос, волнующий педагогов по вокалу и родителей поющих детей, касается не только и не столько пиара. «Ребенок хочет петь, а ему негде! — жаловалась мне как–то одна мама за кулисами. — А на многих конкурсах отношение к детям откровенно некрасивое — им даже не дают довести песню до конца, жюри обрывает ребенка на середине! Сколько раз видела, как девчонки выбегали после такого и плакали за сценой. Взрослому–то человеку нелегко выдержать пренебрежение, а уж с маленькими так обращаться и вовсе стыдно!» Тем более если учесть, что для большей части воспитанников эстрадных студий конкурс — единственная возможность спеть для аудитории, а не только для своего учителя или домашних.

Помочь поправить положение могло бы телевидение, считает руководитель эстрадной студии «Нескучный возраст» Наталья Сухомлина, вспоминая творческие конкурсы для детей, которые проводились на ТВ в советские годы:

— Не первый год спрашиваю у телевизионщиков, почему не делают детских музыкальных программ. А они просто невыгодны, рекламодатели не заинтересованы в том, чтобы давать туда рекламу. Я помню наше детство — сколько было телевизионных конкурсов! То же «Сузорье», в котором принимали участие ребята со всей республики. Поэтому, может быть, такой ажиотаж вокруг детского «Евровидения». А наши солисты в итоге больше ездят за границу, участвуют в шоу «Голос» в России и Украине, в украинском проекте «Х–Фактор» (это уже кто повзрослее — у меня была ученица 15 лет, вот она почти дошла до финала на взрослом «Х–Факторе»). А здесь у нас таких проектов для детей, даже подростков, просто нет.

Практически полное отсутствие детских музыкальных конкурсов на белорусском телевидении необъяснимо: у нас перед глазами живой пример России, когда ребята, показавшие себя на шоу «Голос. Дети», приобретают целую армию поклонников, а ролики с их участием собирают тысячи лайков на YouTube и расходятся по соцсетям. Почему нельзя создать аналогичный постоянный проект внутри страны? Да и к городской Ратуше, в парки и скверы вполне можно было бы вывести племя молодое и никому, кроме членов конкурсных судейских комиссий, по большому счету, не знакомое. Есть ведь проверенные, собравшие внушительную копилку наград эстрадные студии, педагоги, чьи воспитанники станут украшением любого концерта. Зрители от этого точно не пострадают: молодая эстрадная поросль у нас порой намного талантливее взрослых певцов, щеголяющих звездным статусом. Тем более что маленькие исполнители не требуют гонораров за свои выступления — они просто хотят петь. Петь так, чтобы их наконец услышали.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 142 (25024). Среда, 27 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter