Впечатления о гала-концерте "Инклюзивная Беларусь"

Таланты с неограниченными возможностями

25 лет назад, когда у нас появилось спутниковое телевидение, меня поразил оперный спектакль «Богема» из Палермо. Роль влюбленного Рудольфа в нем исполнял слепой тенор Андре Бочелли. Спектакль был поставлен в духе итальянского неореализма, с обилием лестниц и прочих препятствий. Но режиссер постарался сделать так, чтобы Рудольфа по сцене водили партнеры. И сделано это было настолько тактично, что публика ничего не замечала.

В другой раз меня впечатлил главный дирижер Английского камерного оркестра Джеффри Тейт. Из–за тяжелой формы детского церебрального паралича он дирижировал одними кистями рук, но оркестр у него звучал удивительно гармонично и ярко.

Но настоящим шоком для меня стал концерт немецкого баритона Томаса Квастхоффа. Включив телевизор, я сначала услышала небесный голос, поющий Шуберта, а затем увидела самого певца. Он выглядел как обрубок, с какими–то странными придатками вместо рук и ног. Уже потом я узнала, что он жертва лекарственного препарата талидомида, который его мать принимала во время беременности. Что не помешало ему завоевать множество наград и выступать перед публикой в лучших залах мира.

Увы, у нас до сих пор такое невозможно. В консерваторию берут здоровых и красивых, а для людей с ограниченными возможностями путь туда закрыт.

Именно для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, представительство Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси провело гала–концерт «Инклюзивная Беларусь». Идея в том, что все граждане страны должны обладать одинаковыми правами, вне зависимости от цвета кожи, пола, возраста и состояния здоровья.

Большой зал Белорусской филармонии был забит до отказа. И не только потому, что в концерте участвовали популярные белорусские исполнители — знаменитый оперный баритон Илья Сильчуков, Георгий Колдун, UZARI, Маймуна, группа «БЕЗ БИЛЕТА».

Главными героями вечера стали артисты с так называемыми ограниченными возможностями. Хотя я думаю, что их возможности поистине безграничны. Ведь танцевать можно и в инвалидной коляске. Была бы душа и был бы рядом друг, который с тобой станцует.

Это лучше всего доказали две Сони — 14–летняя Соня Празднова и 12–летняя Соня Бренько, которые уже несколько лет танцуют в дуэте Magic girls и завоевали для нашей страны множество наград. Соня Празднова стала инвалидом в раннем детстве из–за неудачной прививки, Соня Бренько живет по соседству, занимается хореографией и с удовольствием взялась ей помогать.

Кроме двух Сонь, в концерте выступили чемпионы миры по танцам на колясках Дарья Кульш и Александр Ляхович.

Порадовали выступлениями и вокалисты — участница проекта «Голос» Патриция Курганова (представительница Белорусского товарищества инвалидов по зрению) и инклюзивный проект из Германии Mischa Gohlke feat и Katrin Wulff.

Искусство Миши Голке особенно поражает воображение, поскольку он поет, будучи глухим. Он ощущает музыку посредством вибраций. Чтобы чудо состоялось, пришлось увеличить громкость аппаратуры до максимума. Признаюсь честно: мне пришлось зажать руками уши, чтобы прослушать его выступление, и я подумала, что его глухота не так уж далека от моего чрезмерно обостренного слуха. И то и другое отклоняется от так называемой нормы, но ничуть не мешает нам обоим жить в музыке.

А еще меня поразили дипломаты. Постоянный координатор ООН в Беларуси Санака Самарасинха азартно поддерживал артистов, подпевал, подтанцовывал им, а потом еще выступил с зажигательной речью.

Еще недавно кое–кто всерьез утверждал, что Чайковского должны исполнять славяне, а Верди — итальянцы. В концерте ПРООН белорусские песни пели дети самых разных народов: ученики Международной школы QSI и участники интернационального студенческого хора «Доминанта» Белорусского государственного медицинского университета. У души не бывает национальности, как нет у нее ни рук, ни ног, ни глаз, ни ушей.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 245 (25127). Среда, 21 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter