Таланты и поклонница (телесети)

Лилия ХОТЕНКО - музыкальный критик и ведущая популярного телевизионного цикла Планета Арт.
Лилия ХОТЕНКО - музыкальный критик и ведущая популярного телевизионного цикла Планета Арт. Чувство формы для нее особенно важно. Может быть, поэтому одну из передач о великом скрипаче Менухине она построила в форме симфонии. А еще она умеет восхищаться любым участником своей программы.

- Талантливые люди - это главное в моей работе, потому что именно они делают искусство. Талант несет в себе только положительное начало. Он никогда не разрушителен. Талант - это созидание, это особая аура, это положительные эмоции. Кстати, буквально перед нашим разговором мне звонили телезрители, благодарили за программу с Николаем Басковым.

- А вам каким он показался?

- Сначала я видела его за кулисами, и он произвел на меня сложное впечатление. Я даже не знала, как с ним говорить. А потом в нашей беседе вдруг появилась удивительно искренняя интонация, и был один момент, который заставил взглянуть на него совершенно по-новому. Ему 23 года, он имеет огромный успех, и вдруг он сказал, что у него страх перед будущим. Эта фраза человека на вершине славы меня просто потрясла.

- На вашей Планете Арт сосуществуют буквально все виды искусства. Эта полифоничность, это многотемье не обернется ли впоследствии мелкотемьем? Ведь телеграфный стиль не всегда уместен в разговоре о культуре.

- Знаете, мы как-то сразу окунулись в этот процесс, и сейчас я думаю, что сочетание короткой информации с развернутыми сюжетами делает передачи более насыщенными и интересными. К тому же по предложению Егора Рыбакова у нас появились сюжеты о культурной жизни областей республики. Конечно, Минск - это центр, но, судя по тому материалу, который мы получаем из Гродно, Гомеля, Могилева, Витебска, там жизнь кипит не меньше, чем в столице.

- Вы не захлебываетесь от чисто организационных хлопот?

- Телевидение не делается в одиночку. Программу Планета Арт делает целая команда, и именно от ее работы зависит то, что зритель увидит в итоге. Мое появление на экране лишь конечный результат, хотя драматургию программы мы выстраиваем все вместе.

- Но именно вашими глазами мы смотрим на события в мире искусства. И согласитесь: любое художественное произведение реализуется лишь тогда, когда оно востребовано людьми. У меня же такое ощущение, что многие белорусские композиторы, я имею в виду академическую музыку, сегодня работают, даже не рассчитывая на публичный показ своих произведений. Редко кто прорывается на телеэкран со своей симфонической премьерой. Такое же положение и с нашим театром. Несмотря на то, что театральное искусство у нас явно на подъеме, театральных спектаклей на экране практически нет.

- Больше всего популярен на телевидении, конечно, легкий жанр песни, хотя он никакой не легкий. Однако я считаю, что у серьезного академического искусства тоже есть свой телезритель. Конечно, не надо обольщаться и считать, что оно должно быть для всех. Оно не должно быть для всех, но оно должно поддерживаться всеми. В этом смысле наше телевидение в последние годы сдало свои позиции: не создает фонды, не записывает оперы, балеты. Я думаю, что мы должны возрождать все это, если хотим быть культурной европейской страной. Ведь в наших фондах - лучшее, что есть в нашем искусстве. Я понимаю, что нужны развлечения, но телевидение - это не только передача информации, а еще и средство коммуникации, связи между людьми. А талантливое вечное искусство - лучший способ объединить людей.

Мы, кстати, кроме Планеты Арт, предложили зрителям цикл Вечер с.... Записаны большие, развернутые интервью с Николаем Басковым, Андриесом Лиепой, Любовью Казарновской, Зурабом Соткилавой.

- Блестящие артисты и очень сложные собеседники. Вы научились подбирать ключик к каждому из них?

- Может быть, это не скромно, но я расскажу вам один случай. Я записывала интервью с Владимиром Спиваковым прямо перед его концертом. Когда прозвенел третий звонок и ему нужно было выходить на сцену, он вдруг сказал, что такого интервью у него никогда не было и что он мне за это очень благодарен.

- Говорят, что у вас с Монтсеррат Кабалье сложились даже приятельские отношения?

- Ну что вы! Я не Хлестаков, который говорил: Я с Пушкиным на дружеской ноге. Нет, у меня было с ней всего лишь две встречи. Одна из них - очень детективная - в Москве...

- ?

- У нас была аккредитация на съемки концерта, но разрешения на интервью не было. Все зависело от личных договоренностей, и я через Александра Анисимова (он дирижировал оркестром) передала нашу просьбу Монтсеррат сказать несколько слов для Белорусского телевидения. Согласие было получено. Но рядом с нами стояла съемочная группа ОРТ, и, когда Анисимов позвал нас, мы спокойно пошли, а москвичи побежали и буквально оттеснили нас. Тут появилась охрана Монтсеррат и стала выдергивать все телевизионные шнуры подряд. В результате толкотни многие кадры были испорчены. Зато мы поняли, как надо относиться к звездам и как за них нужно бороться.

Тем не менее судьба нас вознаградила, и через год, когда Монтсеррат Кабалье приехала в Минск, мы сделали с ней большое эксклюзивное интервью. Она замечательный человек, очень доброжелательная, обаятельная, но заявлений о том, что мы стали с ней приятельницами, я бы не делала. Точно так же можно сказать, что у меня сложились какие-то особые отношения и с Хулио Иглесиасом: ведь мы три раза с ним поцеловались.

К сожалению, на долгое общение времени никогда не хватает, но впечатления от таких встреч остаются колоссальные. И главное - после интервью с моими героями я сделала для себя открытие: телекамера - это живое существо. Как рентген видит ребра человека, так камера видит его душу. Иногда от нее можно скрыть недостаток образования, какие-то недостатки внешности, но личностные качества скрыть нельзя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter