Талантов в ковчеге много. А вера одна…

Послесловие  к  фестивалю  театрального  искусства  «Панорама»

Послесловие  к  фестивалю  театрального  искусства  «Панорама» 

Двухнедельный театральный марафон, конечно же, принес много мгновений радости, как публике, так и профессионалам. Фестиваль был заявлен «как уникальная попытка синтезировать опыт многочисленных театральных направлений, существующих в современном мире». Это цитата из рекламы мероприятия, на которое были выделены немалые средства Министерства культуры Беларуси, Постоянного комитета Союзного государства, спонсоров. Национальному театру имени Янки Купалы в организации фестиваля помогали Минский горисполком и многочисленные партнеры. Такое подробное перечисление вынесено в начало обзора, чтобы читатель впечатлился масштабом прошедшего праздника искусства. Наша столица не пыталась затмить «Славянский базар в Витебске», но по размаху хотела перекрыть все остальные отечественные театральные фестивали. Кто-то будет уверен, что это удалось. Кто-то разведет руками: ожидания не оправдались. 

К чести «Панорамы», срывов и отмены не было. Правда, не состоялся приезд театра из Израиля, но его заменили Московским еврейским театром «Шалом». Уже полюбившаяся минским школьникам работа нашего ТЮЗа «Поцелуй ночи» не была показана в дни фестиваля по трагической причине: накануне внезапно умер исполнитель одной из главных ролей. Все остальное шло по плану в творческой части праздника. До предела заполненные залы подтверждали интерес минчан к фестивалю. Знатокам театра удалось получить массу новых впечатлений и порассуждать о том, что писаному не всегда стоит верить. 

Опыт многолетних наблюдений показывает: на любом фестивале бывает не более двух-трех отличных спектаклей, которые заставляют говорить о себе по высшему «гамбургскому счету». В «Панораме», на мой взгляд, таких работ было пять. Все приезжие, и ни одной из 7 спектаклей белорусской программы. Кроме молодежного проекта «On-Line», все белорусские постановки не были новыми и не были лучшими из того, что можно у нас выбрать. На других мы  посмотрели, но себя показали не самым лучшим образом. 

Одна из декларируемых целей фестиваля – равноправный обмен сценическими культурами, возможность сравнивать и позиционировать белорусский театр за рубежом. Сомневаюсь, что какую-нибудь из работ белорусской программы захотят пригласить на престижный фестиваль. Исключение – «Женщины Бергмана» в Республиканском театре белорусской драматургии. Спектаклю уже немало лет, и он успел «засветиться» за пределами Отечества. 

Даже хорошо, что сорвалась идея организаторов пригласить театральных критиков из других стран. Им обещали рассказать много нового о белорусской театральной культуре. Единственный представитель зарубежного критического цеха, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров, посмотрев наши два спектакля, покачал головой и раньше срока отбыл в Москву. Чем сегодня мы можем удивить профессионалов и знатоков? И это серьезный повод задуматься о состоянии отечественного театра. 

Рассматривая себя на фоне других, можно было бы, бесспорно, отметить сохранение духовности нашей сценической культуры, наличие интересных актерских индивидуальностей и успехи сценографов. Огорчает уровень режиссерского мастерства, неоригинальность в подборе репертуара, старомодность оценок, что хорошо и что плохо. Было бы полезно подвести неторопливые основательные итоги «Панорамы». Как всегда, не хватило ни времени, ни желания у устроителей. 

У журналистов и критиков было много оснований для недовольства. Аккредитованные 80 журналистов СМИ не получили мест в зале, проходили на спектакли с боем и были названы нахлебниками. Полдесятку активно действующих театральных критиков определили места за барьером, хотя и назвали их гостями фестиваля. Отлично подготовленная информационная продукция в виде буклета и спецномера журнала «Мастацтва» продавалась по солидным ценам, как, впрочем, и билеты, и программки. 

Решение любого фестивального вопроса передавалось от одного к другому, как эстафета: было неясно, кто за что отвечает. Спасал положение руководитель литературной части Вадим Допкюнас и общей организацией, и ведением пресс-конференций, умением разговаривать по-белорусски, точными вопросами гостям, когда повисала опасная тишина. Не осуществилось самое главное ожидание — активное общение творческих людей, что и создает обычно атмосферу подобных праздников. Актеры минских театров не могли пройти на спектакли, хотя в зале сидело много «своих» людей. Какой уж тут активный обмен мнениями при стольких обидах! Однако он все же происходил. 

Самым спорным оказался спектакль Вильнюсского городского театра «Мастер и Маргарита». Его постановщик Оскарас Коршюновас был приглашен как бесспорный победитель прошлой «Панорамы». В 2004 году его «Ромео и Джульетта» был назван сенсацией в театральном мире. С тех пор мастер не вылезает из зарубежных гастролей. Но то ли произведение Михаила Булгакова таит вечную загадку, то ли перегруженность метафорами никого не удивляет. Зрители, заплатив за билет немалые деньги, уходили прямо во время действия. 

Трудно было ожидать события от эстонского спектакля «Месяц в деревне». Но событие состоялось. Эстонцы продемонстрировали высокий мастер-класс, который держится на профессионализме, глубине понимания материала, умении создать атмосферу единомыслия.  

Ожидаемой радостью был приезд Московского художественного театра имени Чехова. «Последняя жертва» А. Островского и «Утиная охота» А. Вампилова в их талантливом исполнении были двумя гранями освоения классики и современности. Мастера умеют все. Ничуть не разочаровали звезды Марина Зудина, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Александр Семчев. Обидное клеймо сериальных знаменитостей не затмило истинной одаренности. 

Среди 400 гостей фестиваля были выделены VIP-персоны, встреч с которыми ждали все. Богдан Ступка,  Олег Табаков, Сергей Женовач общались со всеми желающими в переполненном актовом зале Академии искусств. Своим юмором вполне вписывались в студенческую аудиторию и, наверное, доставили удовольствие тем, кто не смог попасть на их спектакли. 

Сбежавший раньше времени критик Олег Пивоваров очень удачно назвал театральный фестиваль «ноевым ковчегом». Ведь идея в том, чтобы собрать вместе людей разных традиций и возможностей, но единой театральной веры. Эта идея обрела материальную силу. Фестиваль состоялся. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter