Талантов – море!

Фестиваль народной музыки в Поставах. Послевкусие
Фестиваль народной музыки в Поставах. Послевкусие

Из ежедневной жизни ничего путного о прошлом не почерпнешь. Кто я? Дитя однокомнатной квартиры и офиса. Каждое утро из спального района столицы выбираюсь привычным маршрутом в бизнес-центр, мои пейзажи — это бетонные дома, их окружает унылая загазованная природа...

Не задохнуться в городской суете позволяет отпуск — все же месяц свободного полета в свободном направлении. Или командировка. До сих пор интереснейшим своим журналистским вояжем я считала пресс-тур в Швейцарию. Но в прошлые выходные меня развернуло. Бывают моменты в жизни, когда в человеке все его лучшее вдруг засияет.

Так случилось со мной в Поставах, на фестивале «Звiняць цымбалы i гармонiк» — полноценный свет Родины полился из моей души.

Народными песнями и плясками телевидение потчует нас щедро. Однако такой подход к самобытной культуре мне представляется несколько устаревшим. Сегодня нельзя увлечь молодого человека полькой или «Лявонiхай», если обыкновенно показать ему по телевизору запись фестивального концерта. Все эти пляшущие дяди и тети «из телевизора» далеки от городского жителя, как планета Сатурн, и никаких чувств голубой экран во мне, например, не способен вызвать.

Только в Поставах, непосредственно на фестивале, я поняла, что и цимбалы, и гармонь, и народные инструменты — сегодня самое наше модное музыкальное наследие. Я очень пожалела, что не позвала своих друзей, людей, заинтересованных в развитии нашей музыкальной культуры, с собой в прошлые выходные в Поставы. Еще месяц назад, на рок–фестивале в Бобруйске, я познакомилась со студентами–гончарами из университета культуры — их светлые мечты о собственной мастерской и вся эстетика гончарного круга, фартуков, глины и печи навеяли мне фантазию прекрасного музыкального фестиваля. Условно назовем его «Круг», когда, предположим, вечером на Минском море ди–джеи крутят на винилах модный «гранж» вперемешку с «фольком» и «попсой», на ночном пляже молоденькие гончары обжигают в печах фантастические горшочки, а публика перемещается между площадками ремесленников и ди–джеев и пританцовывает, попивая легкие напитки национальной кухни. Такая у меня была идея. В Поставах, где я познакомилась со студентами «народно–инструментальной» кафедры университета культуры, идея о продвинутом молодежном фестивале обросла новыми подробностями. Несколько мыслей по поводу. Сегодня, в эпоху синтеза жанров всех видов искусств, не хотелось бы видеть в символах современности одних только поп–звезд. Ксения Ситник — замечательная девочка с явным певческим даром, но в народных ансамблях, представленных на фестивале в Поставах, способных удивить Европу талантливых исполнителей — десятки и сотни. На следующий, Х юбилейный фестиваль «Звiняць цымбалы i гармонiк» туристические фирмы могли бы предложить автобусные туры в Поставы. Стоит, поверьте, подышать одним с поставчанами воздухом. Увидеть эти народные костюмированные делегации из Беларуси, Польши, России, Литвы, Латвии и Молдовы. Эти культурные сельские улицы в дымке. Окрестные озера, реки и пруды, сады, «кукольные» домики, выходящие окнами на башню костела и купола православной церкви... Фестиваль народной музыки в Поставах как туристический объект намного полезнее и познавательнее, чем его телетрансляция.

Звучание народных инструментов на четырех площадках города было приятным фоном моего светлого путешествия в окрестностях Постав. 15 минут на автобусе — и я в селе Камаи, в костеле «оборонного» типа (их только два в Беларуси), Камайскому — 400 лет. Слушаю орган, местный ксендз Яцэк явно доволен активным вниманием туристов к костелу. Это пан Яцэк добился реставрации органа, нашел органистку. После фуги Баха для нас прозвучала мелодия Булата Окуджавы, исполненная на органе. Туристический трюк, не более, но вполне современный.

В стенах костела видны застрявшие каменные ядра. По легенде, они остались от шведов, некогда бомбивших Камаи. Эти ядра и костел, и большой каменный крест у его стен, возможно, попадут в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Администрация Поставского района и местные жители отдают много для этого сил, развивая в первую очередь инфраструктуру своего края. В первых числах сентября здесь пройдет День белорусской письменности. К празднику с особым усердием доводят до блеска «золотое кольцо» вокруг Постав — как минимум 28 памятников археологии, истории и культуры готовы для приема посетителей. Из–за отсутствия гостиниц в районе здесь обустраивают приличные ночлежки для туристов в летних детских лагерях.

Памятный вечер мы провели в Домике охотника. Шашлыки, рыбалка, бильярд и комары — что еще нужно туристу! Говорят, иностранцы с удовольствием приезжают сюда пострелять диких кабанов и косуль, погреться в каминном зале и попариться в настоящей баньке. Между прочим, россиян мы так и не «выкурили» из бани, они как в 6 вечера в нее вошли, так к 9 нам парную и не освободили (очевидно, белорусская баня намного интереснее русской). Цены за ночлег в Домике охотника не менее привлекательные, чем живописные места вокруг, — не больше 10 тысяч белорусских рублей в сутки.

Дожидаясь шашлыка в уютной беседке, я познакомилась здесь с художником–картографом Рубеном Атояном. Ереван он сменил на Минск 16 лет назад. За эти годы прославился в Европе, его «рисованные» карты Праги, Венеции и Берлина выручают многих зевак в европейских столицах. В Варшаве я сама лично ориентировалась исключительно по картам Атояна — их копии увеличены до размеров огромных плакатов и висят в польской столице на каждой автобусной остановке. Сейчас вот Рубена Атояна зазвали в Поставы не только и не столько для того, чтоб он отведал блюда национальной кухни. Атояну предложили рисовать карту Постав, и он согласился: «Я всегда охотно приступаю к работе, если мне нравится город, его аура, история и архитектура». Полностью разделяю восприятие художником этого безгранично самобытного края.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter