Наталья Шарангович о достижениях и проблемах художественной среды

Талантам надо помогать

Белорусский союз художников: хорошие традиции и поддержка государства

Художественная среда Беларуси находится в постоянном движении. Жизнь в ней кипит: появляются новые имена, новые направления. О модных веяниях и хороших традициях, поддержке государством художественной среды и существующих проблемах мы поговорили с известным искусствоведом первым заместителем председателя Белорусского союза художников Натальей Шарангович.


— Наталья Васильевна, молодым художникам сегодня легче заявить о себе?

— Это философский вопрос. Каждое время ставит перед молодым автором какие-то задачи и проблемы, и в каждом времени они свои. Нельзя сказать, что сейчас молодому художнику легко и просто, когда он вышел из академии, училища или художественного института и перед ним открыты все двери... В любой профессии сначала надо работать на свое имя и имидж.

У молодых художников сегодня есть много возможностей заявить о себе. Например, поступить в молодежное объединение нашего союза, которое дает право на мастерскую и участие в выставках Дворца искусства. Учрежден и уже состоялся первый республиканский конкурс «Триеннале молодых художников», возраст его участников — до 31 года. В Национальной премии в области изобразительного искусства есть номинация «Творческий дебют».

Но одно дело просто творчески себя показать, а другое — за что-то покупать холсты, краски, содержать семью… Это стандартная проблема любого молодого человека, вышедшего из стен вуза. Но молодому художнику сложнее, ему нужна мастерская, пусть самая маленькая, выставочная площадка, где можно показывать свои работы, и, самое главное, у него должны быть воля и желание проявить и показать себя.

— Что изменилось в системе поддержки государством художественной среды по сравнению с советским временем?

— Во времена Советского Союза существовал государственный заказ, о котором многие художники старшего поколения до сих пор ностальгически вспоминают. Это была четко продуманная система поддержки художника: в музей не только закупали готовую работу, а оплачивали все этапы ее создания. В 1990-е годы эта система исчезла.

Сегодня государство выстроило свою систему поддержки культуры и искусства. Закупаются работы в музеи, открываются памятники и монументальные объекты, учреждены премии в области изобразительного творчества.

Хочу напомнить, что в 1997 году в Минске был создан Музей современного изобразительного искусства — один из первых на постсоветском пространстве. Сначала я работала директором музея, а после — директором Национального центра современных искусств, который появился в 2015 году. Создание этой институции стало поддержкой как раз новой генерации белорусских художников. 2000-е годы показали, как много молодежи пытается реализоваться через новый пластический язык. Пробовать себя в перформансах, инсталляциях, художественных акциях… Возможно, интерес немного запоздалый. Европа этот этап давно прошла. Но для Беларуси это стало новым художественным опытом, интересным как самим авторам, так и зрителям.

К новому опыту я могу отнести и знаковое участие наших художников в Венецианском биеннале, самом значительном форуме современного искусства. Опыт этот, безусловно, дорогостоящий. Нужно организовать национальный павильон, заплатить аренду, сделать проект, привезти и показывать его в течение семи месяцев на территории Венеции. Без поддержки со стороны государства, конечно, уже регулярное участие белорусских художников в Венецианском биеннале было бы невозможно. Это отличный пример поддержки государством ранее мало кому понятного понятия contemporary art. 


В поддержке искусства от государства зависит многое. Например, можно увеличить в бюджете страны статью расходов на культуру и искусство. Или вернуть советскую практику, когда в строительстве один-два процента общего бюджета отдавались на художественное оформление — тогда бы у нас появились монументальные, рельефные, живописные произведения и скульптурные композиции. Кстати, такая практика активно применяется во многих европейских странах, таких как Финляндия, Швеция.

Актуальной остается сегодня социальная защищенность художников, которые могут отдать искусству жизнь, участвовать в крупных республиканских и международных проектах, презентовать белорусское искусство в контексте мирового, а пенсию получить минимальную. В целом начинать нужно с возвращения престижа профессии художника.

Художникам во все времена всегда помогали церковь, богатые магнаты, сегодня — государство. Но хотелось бы, чтобы оно не оставалось единственным источником поддержки искусства. Вопрос о спонсорах и меценатах для нас — всегда открытая тема.

Для формирования в Беларуси настоящего арт-рынка нужно время, чтобы люди научились любить искусство, чтобы нынешние и будущие меценаты понимали, ради кого и чего они вкладывают свои деньги, чтобы они видели музеи и выставочные площадки, которые полны зрителей. Но я рада, что кое-что все-таки удалось изменить. Несколько лет подряд на Комсомольском озере в пространстве парка работала выставка скульптурных инсталляций «Арт-острова», на площади Якуба Коласа вот уже десять лет радует минчан проект «Художник и город» (в этом году, к сожалению, из-за пандемии он проходил в виртуальном формате, как и многие другие творческие мероприятия). Все эти и многие другие проекты были осуществлены при спонсорской помощи. Как и такое значимое художественное мероприятие, как «Арт-Минск», которое проходит во Дворце искусства и которое наш союз активно поддерживает.

Работа в музее, а теперь и в Белорусском союзе художников меня убедила, что мы по праву можем гордиться нашим изобразительным искусством. Многие художники активно выставляются за рубежом, их работы приобретают крупные коллекционеры. Если почитать биографии многих членов нашего союза, в них упоминается участие в проектах на ведущих выставочных площадках мира, в самых известных аукционах, таких как «Кристис» или «Сотбис». Можно вспомнить и престижный арт-салон в Париже «Арт-капиталь». Вот уже несколько лет туда приезжают белорусские художники — живописцы, графики. Были там представлены и победители первой Национальной премии в области изобразительного искусства. Бывая за границей на выставочных мероприятиях, часто слышу упоминания о наших художниках — Леониде Щемелеве, Валерии Шкарубо, Зои Литвиновой, Леониде Хоботове, Василии Костюченко и многих других. Наших творцов с удовольствием приглашают участвовать в пленэрах — в России, Китае, разных европейских странах.

КСТАТИ

Сегодня в Минске состоится церемония награждения лауреатов Национальной премии в области изобразительного искусства. Среди организаторов конкурса — Министерство культуры, Национальный исторический музей, Миноблисполком и Мингорисполком. В 10 номинациях было представлено 92 номинанта.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter