Премьера от ровесника освобождения Беларуси и юбиляра июня режиссера Валерия Анисенко «Не покидай меня» не оставила молодечненского зрителя равнодушным

Талант удивлять

К теме войны в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков наши театры обращаются часто. Впрочем, они говорили о войне и до этой даты, будут говорить и после. Ведь эта тема неисчерпаема для белорусских творцов. Она наша мировоззренческая константа. И рано или поздно мы все равно возвращаемся к разговору о войне, потому что военное время — «рентген» для человека: с одной стороны, показывает его незащищенным и беззащитным, обнажает его слабости и пороки, а с другой — являет нам героев. В этой теме мы видим персонажей, находящихся на грани жизни и смерти, в жерле нечеловеческих испытаний. И всякий раз невольно задумываешься: а как бы я поступил в такой ситуации? За этот накал и правду мы так любим произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Виктора Астафьева…



Ровесник освобождения Беларуси от «коричневой чумы», юбиляр прошлой недели Валерий Анисенко дал журналистам сразу несколько поводов снова заговорить о себе. 75 лет — золотой возраст для режиссера. Начало зрелости, особенно если вспомнить, что португальский мастер Мануэл де Оливейра снимал свои фильмы до 106 лет! По юбилейному поводу Валерий Данилович провел в Белорусской государственной филармонии торжественный вечер: прочитал отрывок из моноспектакля «Дирижер» израильского драматурга Леона Агулянского, посвященного всемирно известному дирижеру Михаилу Кацу, а также обратился к бессмертным строкам Пушкина (тоже, кстати, июньского юбиляра) и других поэтов. Как же страстно он читал «Желание славы» Пушкина! Казалось, что вот-вот отворятся двери, и в пышную залу войдет сам Александр Сергеевич, чтобы вручить юбиляру скромный букет ландышей — за чистую и нефальшивую человеческую ноту в исполнении. И, может быть, даже спросит: «Ну что, брат Анисенко, как дела?» А режиссер потупит взор и скажет: «Да все так как-то, брат Пушкин…»

Весьма проникновенно — дамы не дадут солгать — Валерий Анисенко исполнил на вечере несколько романсов. Пусть он самокритично называет свое пение «воем», мы, любители старой доброй актерской песни, за искренность интонации и отсутствие «фанеры» готовы отдать многое. Но актерская песня, увы, исчезает. Сегодня ее разве что услышишь на таких юбилейных или литературных вечерах. Золотой цвет нации: Борис Луценко, Мария Захаревич, Ричард Смольский, Владимир Прокопцов и многие другие гости оценили и пение, и монологи по достоинству.

Сцену малого зала имени Г. Ширмы Валерий Анисенко буквально несколькими уверенными режиссерскими жестами превратил в ра­дио­студию. И столько в этом было изящества и эстетической красоты, что пожалеть можно было только об одном, что такие вечера мастера художественного слова не проходят в филармонии регулярно. Безусловно, Валерий Данилович — игрок, прежде всего игрок со словом. И как пел Андрей Миронов в образе Остапа Бендера в картине «12 стульев»: «…Вы оцените красоту игры!»

После вечера в филармонии нас ждал гостеприимный город Молодечно, принимавший в те дни Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии. Немного в стороне от пышных торжеств и гуляющих толп, в уютном здании Минского областного драматического театра, художественным руководителем которого уже не первый сезон работает Валерий Анисенко, проходили премьерные показы драматической баллады «Не покидай меня» по известной пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева.

Актерам Минского областного театра в спектакле удалось по-новому подойти к раскрытию военной темы.

— Нам важна и эта пьеса, и этот материал, — поясняет обращение к такому литературному источнику Валерий Анисенко. — Потому что я вижу, и в нашем театре это тоже, к сожалению, иногда происходит: актеры просто порой не в состоянии сосредоточиться, они отвыкают от серьезного психологического театра. Увлеченность театра комедиями положений, часто не очень высокого качества, приводит к тому, что актерское и человеческое начало выхолащивается. Мне же было важно, чтобы этот материал Леши Дударева сыграли наши молодые артисты. Чтобы они почувствовали вкус к ансамблю, к настоящей литературе и драматургии. Я вижу, как меняется спектакль, как он набирает силу со времени первого показа. Как наши артисты осваивают характеры и ситуацию. В этом начинает сквозить высочайший лиризм, заложенный автором. Финал этой истории я не могу смотреть без комка в горле, хотя, казалось бы, уже хорошо знаю его: ставил спектакль по этому произведению в Витебске на прославленной сцене театра имени Я. Коласа.

— Кстати, эти спектакли как-то отличаются друг от друга? Современных режиссеров, живущих в диком графике, частенько ругают за «переносы»?

— Это все-таки не совсем перенос. Камерное пространство нашего театра сыграло на руку спектаклю и добавило ему такой щемящей атмосферы. А это, как говорится, совсем другая история… Здесь иные актерские индивидуальности. Как признался мне после премьеры сам Дударев, молодечненский спектакль понравился ему больше витебского. Для меня это очень радостная оценка. Значит, мы не подошли к решению спектакля схематично, значит, мы потратились и эмоционально, и творчески, и человечески. И это видно на сцене.

Я думаю, спектаклю «Не покидай меня» уготована счастливая сценическая и «прокатная» судьба — по словам энергичного директора театра Юрия Кривенького, его уже ждут во многих учебных заведениях Молодечно и района, ведь адресован он в первую очередь юному зрителю. Тому, кому не будет лишним напомнить, какая цена была заплачена за свободу нашей родной земли и мирное небо над головой.



А Анисенко продолжит удивлять. Уже задумал постановку известной пьесы «Королева красоты» ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Даром, что Валерий Данилович частый гость знаменитого Международного фестиваля Мартина Макдонаха в Перми, который проводит известный российский режиссер, художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов. Анисенко не испугался ни агрессии, ни натурализма этой истории. Он уверен, если ее и нужно ставить сегодня, то только ничего не сглаживая, а, наоборот, обостряя все сюжетные повороты. Ставить страстно, на разрыв аорты. Главное, чтобы артисты доверились. Так, в одной из ключевых сцен Валерий Данилович намерен обратиться и к обнаженной натуре. Пошлости на сцене не будет, а вот страсти обещают кипеть в натуральную величину. Одну из премьер спектакля Анисенко намерен устроить у себя на даче, где когда-то проходил под открытым небом уже ставший легендарным показ комедии Чехова «Чайка».

pepel@sb.by

Фото theatre-modt.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter