Талант с точным прицелом

Участника грядущей международной предметной олимпиады по биологии Владимира Гриневича...

Участника грядущей международной предметной олимпиады по биологии Владимира Гриневича, без пяти минут выпускника, разыскиваю в средней школе № 14 Мозыря. На том конце провода откликается директор Елена Владимировна Прибыщук. Слово за слово:


— Школа у вас обычная или гимназия?


— Обычная.


— И Володя — обычный ученик или...?


— Гений. Со дня на день возвращается со сборов. Приезжайте. Познакомитесь.


Если звезды зажигаются


Внутри школы все жужжит. По лестнице поднимаюсь прямо к «полуночному небу», а в «окошках»–звездах, значит, дети. Завуч Алла Кондик по глазам читает мое любопытство:


— Да, наши ученики — наша гордость! А вот и Володя Гриневич. Видите звездочку вверху?


— На приличной высоте, однако.


— У парня, поверьте, выдающиеся способности.


Говорить о нем педагогам явно в удовольствие. Начиная с шестого класса юноша безостановочно участвует в олимпиадах по истории, физике и биологии. Ну и разносторонние интересы!


— Да он по всем предметам хорош, — утверждает директор школы. — У Володи исключительная память. Вот нам с вами, чтобы выучить стихотворение, нужно почитать, повторить, под подушку на ночь, быть может, положить. А ему не нужно. Пробежал глазами — уже в голове. Причем пока впитывает, все раскладывает по полочкам и на все вопросы себе отвечает. Ему важно понять. А вот зазубрить, выучить — не про Володю.


Педагоги–предметники, заглянувшие в директорский кабинет, при упоминании фамилии Гриневич мгновенно оживляются:


— Задаю задачу. Володя спрашивает: «Всеми способами можно решать?» Потом приносит. Вариант решения — совершенно авторский, ответ — правильный. Или как–то мама рассказывает. Был на олимпиаде. После завершения тура звонит: со второй полки достань третью по счету книгу, открой такую–то страницу и посмотри такой–то абзац... Чтобы проверить, правильный ли дал ответ.


Но особая связь у Володи — с биологией. Бронза международной предметной олимпиады прошлого года — одно из самых весомых его завоеваний. Нынче он вновь в составе белорусской сборной школьников, которая отправится на «мир»...


Елена Прибыщук точно знает, что надо таланту для крыльев:


— Таких детей, как Володя, мотивировать на получение знаний не нужно. Необходимо лишь создать максимально комфортную атмосферу: опекать, заботиться и помогать. Мы, например, знаем, что Володе требуется современная литература по естественным наукам, последние издания. Семья все это постоянно покупает. Деньги немалые. Недавно провели в школе акцию солидарности — сумели помочь. Родительский комитет заседал — часть спонсорских денег решил передать Володе на книги...


Что, куда и почему


Маму Марину Владимировну застаю в Минске — в книжном магазине. Как раз забирает заказанные издания для сына. Перечисляет:


— «Иммунология», «Медицинская микробиология», «Энциклопедический словарь по генетике»...


— Дорогое удовольствие?


— Недешево. Более 900 тысяч. Но тут даже не о деньгах речь. Есть литература, которую трудно достать.


Впрочем, в семье Гриневичей научились справляться с «букинистическими» сложностями. Потому что — надо. Такова здесь постановка ключевого вопроса. Переспрашиваю:


— И давно?


Мама теряется. Теперь кажется, что всегда. Хотя, конечно, биология как центр интересов у сына возникла не с пеленок. Поначалу–то были жучки, паучки:


— Приезжаем на дачу, Вова с головой — в живность. Как устроено, что ползет, куда ползет, почему ползет — тысячи вопросов. Пошел в школу, хорошо учился, потом в олимпиадах начал участвовать. Мы его способности как особенные не воспринимали. Просто одним что–то дается проще, другим — труднее.


— Олимпиады — это довольно серьезная нагрузка. Есть семейные секреты, как оградить, настроить?


— На самом деле у Володи свой внутренний самоограничитель. Он всегда знает, когда нужно остановиться и дать себе отдых. Здесь ему помощь не нужна. А настройка? Знаете, еще во время первых олимпиад он сильно волновался: «Мама, я вижу, как другие ребята пишут, и начинаю думать, что не успею». Тогда я ему сказала: «Сынок, то, что пишут, еще не значит, что пишут правильно». Он меня понял. С тех пор просто по–родительски держим кулаки.


Мама пытается мне растолковать, что вокруг Володи нет места давлению, принуждению, оценкам, рейтингам. Все, чем он занимается, ему просто очень нравится. Та же микробиология для сына, как для другого — приключенческий роман. Познавать и глубоко копать — в удовольствие, в кайф. А в остальном — обычный молодой человек. Так же любит музыку, так же смотрит кино, так же общается со сверстниками.


— И мечтает?


— Я бы сказала, он обдуманно и осознанно ставит цели, а после, не отклоняясь, работает на них. Решения сына мы принимаем полностью. Ведь это его жизнь.


Ничего лишнего


Владимир Гриневич, уже фактически студент–первокурсник (победа на республиканской предметной олимпиаде дала такое право), ждет меня в кабинете завуча.


— И все–таки, почему биология? Ведь успехи были в разных предметах.


— Потому что биология — это основа основ, это жизнь. Очень быстро развивающаяся наука. И поле применения огромное. В общем, это мое.


— Ботаником, извини, не называют?


— Нет (смеется). У биологов очень острое чувство юмора. С ними не рискуют связываться.


Совершенно понятно, что в этой светлой голове все уже давно за рамками школьной программы. Ведь чтобы участвовать в олимпиадах, надо знать гораздо больше и гораздо лучше. Причем не только в теории.


— В прошлом году я впервые участвовал в международной олимпиаде. Проходила она в Таиланде, одной из стран — лидеров по развитию биотехнологий. Так вот, на практическом туре нам предложили выполнить ряд заданий на современном оборудовании последнего поколения. Мы видели его впервые. Справились, конечно. Просто больше времени ушло на то, чтобы во всем разобраться. Но было очень интересно. И все подчинено одному принципу: важно не то, что ты знаешь, а как ты можешь это применить.


Вот оно что. Значит, и будущее видится под практическим прицелом? Володя утвердительно кивает. Все давно решено. Медицина, а в ней — кардиохирургия.


— Вы же знаете, что самый высокий процент смертности в мире — от сердечно–сосудистых заболеваний. Мне хотелось бы реально помогать...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter