"Белорусские ястребы" завоевали третье место на Всемирных авиационных играх в ОАЭ

Талант раскрылся в небе

Застать «Белорусских ястребов» на земле — невероятная удача. Нештатная спортивно-парашютная команда ВВС и войск ПВО проводит большую часть времени в небе. А тренируется на базе 50-й cмешанной авиационной базы в поселке Мачулищи. Совсем недавно команда вернулась с престижного соревнования — Всемирных авиационных игр — 2015, которые проходили в ОАЭ, где заняла третье место.

Команда «Белорусские ястребы»: лейтенант Сергей СИВИЦКИЙ, старшие прапорщики
Александр МОРОЗ и Петр ГРИГОРОВИЧ, старшина Геннадий КАТУЕВ, подполковник Геннадий
КЛИШЕВСКИЙ, майор Евгений РЫБКА.

Олимпиада воздушных видов спорта проводится раз в четыре года. Чтобы стать участником этих соревнований, для начала нужно попасть в пятерку сильнейших стран мира. А для этого завоевывать призовые места на чемпионатах мира по парашютному спорту. Наша  команда участвовала в этих состязаниях на протяжении 8 лет и стала четырехкратным призером. 

…На базе «ястребов» аккуратно уложены парашюты, пахнет кофе. У команды короткая передышка. Ее капитан Геннадий Клишевский сразу предлагает посмотреть видеозапись соревнований. С первых секунд захватывает дух. Ведь вижу: это не монтаж, а реальная съемка, когда даже самая маленькая ошибка может стоить парашютистам жизни. 

Оператор Геннадий Катуев прыгает вместе с командой и занимает удобное положение, чтобы на расстоянии снять происходящее. По этой видеозаписи коллегия судей определяет победителя. Кстати, съемка идет на две камеры, поэтому видны все нюансы. Например, парашюты должны раскрыться идеально ровно, а режим управления в них у всех четверых спортсменов должен быть одинаковым. У старшины Геннадия Катуева за плечами 2750 прыжков, он и сам раньше выполнял элементы купольной акробатики, поэтому понимает, как тяжело парням. 

«Есть определенные требования к съемке, которые доводятся на соревнованиях, и они очень высокие, — уточняет Геннадий. — Важно быстро ориентироваться в воздухе, уметь выбрать правильный ракурс и грамотно управлять парашютом. Видео хорошего качества — существенный плюс при решении судейства».

После выполненного задания

Камеры размещаются на шлеме, вес их около 4 килограммов. Однако за счет давления потока воздуха получается, что примерно 32 килограмма давят на шейный отдел позвоночника. Как подготовиться к таким нагрузкам? Геннадий с улыбкой рассказывает, что поднимается на девятый этаж с сыном, который в это время сидит у него на шее. А вес мальчика, между прочим, пятнадцать килограммов. Занимается и со штангой. 

Спортсмены рассказывают, что парашюты у них скоростные, надежные. Но при этом и ошибок не прощают. Поэтому вероятность получить травмы велика. Только представьте: чтобы работать с ними, нужно иметь за спиной опыт, как минимум, в тысячу прыжков. Поэтому каждый укладывает свой парашют сам, подгоняет его до миллиметра, чтобы быть уверенным, что тот не подведет.

Для хорошего результата нужно, чтобы разница в весе спортсменов была не более 6 — 7 килограммов. Поэтому тот, кто тяжелее, садится перед соревнованиями на диету. А что делать тому, кому, наоборот, не хватает килограммов? Например, майору Евгению Рыбке приходится брать с собой еще 7 килограммов груза. Представляете, какая нагрузка идет на позвоночник, когда на высоте при раскрытии парашюта давление на тело серьезно увеличивается? Но Евгения трудности не останавливают. Он с детства мечтал стать летчиком, хотя окончил Военную академию по другой специальности, освоив радиооборудование летательных аппаратов. Свой первый прыжок с парашютом сделал в 2006 году. Это настолько впечатлило, что решил продолжать. Целеустремленного парня со временем приметили и предложили тренироваться, но прыгать со «Штормом» не пускали. 

«Говорили, мол, рано, подожди, — вспоминает Евгений. — Теперь понимаю: правильно делали, ведь для новичка это очень опасно». 

«Этажерка» готова.

За 12 лет в этом спорте парней не избаловала слава, хотя соревнования транслируют известные телеканалы, а команда выступает на мировом  уровне с 2004 года. С того времени ее состав изменился наполовину. Людей, которые занимаются только спортом, здесь нет. Все парни — военнослужащие. Большинство из них — специалисты поисково-спасательной, парашютно-десантной службы. Их основная задача — поиск и спасение людей, когда воздушное судно потерпело бедствие. Экипаж вертолета с группой спасателей дежурит круглосуточно и в течение 20 минут готов вылететь в любой уголок страны, чтобы спасти потерпевших крушение. Парни постоянно совершенствуют навыки — осваивают способы десантирования, учатся выживать в экстремальных условиях. Как инструкторы, они передают знания летному составу и таким же специалистам парашютно-десантных групп. И в перерывах между службой и семьей еще успевают заниматься спортом. 

Тренер команды Петр Григорович рассказывает, что парашютисты прыгают с вертолета Ми-8 в Пружанах, Мачулищах, Лиде, Барановичах на сборах по парашютно-десантной подготовке с летным составом и специалистами в различную погоду. Этот вид спорта требует выносливости, очень хорошей реакции и большого терпения, поэтому желающих прийти в команду из-за сложности и опасности мало. 

Геннадий Клишевский уточняет: чтобы команда совершила хотя бы один прыжок, нужны вертолет и труд большого количества людей, чтобы обеспечить  его вылет. Поэтому во многом благодаря этим людям, а также помощи командующего ВВС и войсками ПВО генерал-майора Олега Двигалева, командиров авиационных воинских частей, где тренируются «ястребы», возможен такой результат. И парни не подводят: даже после травм они восстанавливаются и продолжают любимое дело. Им очень хочется оказаться на вершине пьедестала на следующих Всемирных авиационных играх и чемпионатах мира.

pahomovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter