Престижные творческие вузы точно так же распределяют своих выпускников, как прочие учебные заведения

Талант по распределению

Престижные творческие вузы точно так же распределяют своих выпускников, как прочие учебные заведения. Первое рабочее место гарантировано всем.
Престижные творческие вузы точно так же распределяют своих выпускников, как прочие учебные заведения. Первое рабочее место гарантировано всем.

Выпускница Белорусской государственной академии искусств Марианна Бохан отправилась в агрогородок Людвиново сознательно:

– Я сама из Вилейки. Предлагали работу в Минске в театре. Но платят вчерашним выпускникам немного, снимать квартиру на эти деньги проблематично.

Марианна рано лишилась родителей и привыкла сама о себе заботиться. Зарплата мо­лодого специалиста в сельском ДК небольшая, но и потребностей в деревне меньше, рассуждает она. Квар­тиру Марианне в агрогородке сняли на условиях оплаты коммунальных платежей.

Обязанности, которые ей предстоит выполнять, сильно отличаются от того, к чему готовили во время учебы по специальности «театральный менеджмент». Рассказывает директор Людвиновского дома культуры Лилия Протасова:

– Уволилась сотрудница, которая вела кружки бисероплетения, витражной росписи и рисования. Я попросила Марианну взять их на себя. Плюс, разумеется, участие во всех наших спектаклях и концертах. Признаюсь, очень довольна Марианной.

talant.png


Конечно, есть специалисты, которых ни к каким широким профилям не пристегнешь, например художники-реставраторы, их в этом году впервые выпустила БГАИ. Штучная профессия, сравнимая разве что с нейрохирургией по степени точности и ответственности. Олег и Екатерина Подолины по распределению попали в музей истории Великой Отечественной войны, пришли осмотреться и поняли – это их место.

Как говорят в музее, есть два типа сотрудников: одни приходят временно и на календаре отмечают оставшиеся дни, а другие попадают сюда однажды и остаются на 40 лет. Семья молодых художников, похоже, относится ко второй категории – уж очень эффектно смотрятся Олег и Катя в мастерской. С первым рабочим местом ребятам повезло, они и сами это признают:

– Нам здесь очень интересно, и даже мыслей не возникает, что мы можем уйти из музея. Занимаемся любимым делом, и работы хватит на годы вперед. Недавно приводили в порядок дневник солдата. Конечно, экспонат не для выставки, там много личного, но это была потрясающая работа.

talant2.png


Пока что Катя с Олегом заняты реставрацией экспонатов на бумажных носителях, в перспективе у них и ткани, и дерево, и оружие, и живопись. Но одних документов – боевых листков (рукописных партизанских газет), писем, листовок, которые требуется срочно спасать, – хватит, пожалуй, на несколько жизней.

Среди студентов есть и те, кто успешно стажируется на предприятиях во время учебы и даже выполняет там свои курсовые, дипломные проекты, детализирует Светлана Виноградова, первый проректор БГАИ:

– Факультет дизайна самый крупный по выпускам. Конкурсы при поступлении традиционно высокие, здесь готовят востребованных специалистов в области промышленного дизайна, дизайна костюма и ткани, телерекламы, дизайна интерьеров и мебели и др. Некоторые наши студенты проходили во время обучения стажировки за рубежом в автомобильных холдингах Opel, Audi, Volvo. Как определить, останется ли отработавший положенные два года специалист там, куда забросили его судьба и распределение, или уедет при первой возможности? Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Вилейского района Сергей Павловский нашел закономерность:

– Если выпускник самостоятельно решает все вопросы, приезжает, обустраивается на месте, готов осваивать новые направления, есть шанс, что из него выйдет толк. А когда девочку привозят мама с папой, это практически гарантия, что она у нас не останется. Ну и на круг обязанностей реагируют все по-разному. В селах нужны специалисты широкого профиля, не каждый к этому готов, многие отказываются делать то, что выходит за рамки их специальности, и перераспределяются. Имеют право, никто с этим не спорит.

Причиной отъезда и перераспределения часто называют жилищные проблемы, признает Сергей Федорович:

– Не всегда на селе мы можем создать условия, подходящие для городских ребят, не умеющих топить печку, например. Иногда бывает обидно: обращаемся к руководителям хозяйств, просим обеспечить молодым специалистам достойное жилье, они идут навстречу – а сотрудник работает средненько, без огонька, отбудет свой срок и скорее домой. Поэтому мы стараемся делать ставку на уроженцев нашего района, которые возвращаются после учебы если не в родные места, то куда-то рядом.

В Вилейке думают и об амбициях вчерашних выпускников: тот, кто отказался от огней мегаполиса, чтобы работать здесь, имеет все шансы быстро сделать карьеру. При условии, что проявит себя, уточняет Сергей Павловский:

– Например, директор Дворца культуры Алеся Высоцкая приехала по распределению, полгода поработала худруком, и мы ее поставили директором. Сначала она стеснялась, боялась не оправдать надежд, а сейчас прекрасно себя зарекомендовала, организовала ремонт, во дворце работает множество коллективов. Есть и другие примеры.

Конечно, не везде дело поставлено, как в Вилейке. Но в целом молодежь нынче с большей охотой отправляется если не в село, то в региональные и районные центры. Петр Дударенко, первый проректор Белорусской государственной академии музыки, видит некоторые положительные изменения:

– Я со всей ответственностью могу заявить, что пока академия имеет ежегодно больше заявок, чем выпускается студентов. Конечно, большинство стремится остаться в Минске. Но выравнивается уровень жизни в столице и регионах: и ассортимент в магазинах, и варианты досуга. Так что ребята с удовольствием едут в Брест, довольно хорошие условия создают для наших студентов в Мозыре, Лиде, Молодечно. И все меньше слез на распределении. Хотя надо учитывать, что выпускники БГАМ готовятся все-таки в большей степени для профессиональных коллективов – оперного театра, филармонии, музыкального театра. Именно эти учреждения культуры мы обеспечиваем в первую очередь.

Без рабочего места в этом году никто из выпускников не остался, заверил Анатолий Мукалов, заместитель начальника отдела учреждений образования и работы с творческой молодежью Министерства культуры:

– Молодые специалисты пришли в ведущие коллективы – театры, оркестры, преподавателями в учебные заведения. Каждый получил рабочее место. С марта по апрель, когда проходило распределение, к нам ни один человек не обратился с проблемой, что ему негде работать, никаких жалоб и претензий не было. Всем предоставили возможность трудиться, а некоторым талантливым выпускникам ссузов – поступить в высшие учебные заведения не только Беларуси, но и России, не так давно было подписано несколько таких контрактов.

Ирина ОВСЕПЬЯН,
фото Александра РУЖЕЧКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter