Об одаренных студентах

Талант: не упускать из виду

Ян Хильмончик — недавний выпускник Гродненского медицинского университета. В зачетке одни девятки и десятки. Он с детства хотел пойти по стопам отца–хирурга. Государственная комиссия распределила его врачом–стажером в одну из городских больниц. И еще одна важная деталь. Во время учебы Ян являлся стипендиатом специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. И постоянно работал фельдшером на станции скорой помощи в Гродно.

Или еще один пример из моей преподавательской практики. Во время практических занятий большинство студентов — будущих врачей этой группы производили на меня самое приятное впечатление. Неподдельный интерес к предмету, нестандартные подходы в решении ситуационных задач, достаточно высокий уровень культуры и воспитанности показывали, что группа не совсем обычная. Разнообразными были и их хобби. Вот примеры. Лера увлекалась корейской тематикой с изучением иероглифов. Лиза танцевала и классические, и современные танцы. Кирилл был докой в компьютере... Причем все они к выбору будущей профессии подошли осознанно. И вот однажды я попросил ребят во время перерыва анонимно составить собственный социальный портрет: замечательные они студенты, обычные, кое–какие или посредственные? Каково же было мое удивление, когда увидел полученные результаты! Четверо молодых людей из одиннадцати отнесли себя к обычным студентам, двое — к замечательным, а остальные — к посредственностям или кое–каким.

Предложил вернуться к этой теме по окончании цикловых занятий. Не скрою, мне было интересно заниматься с ними всю неделю. Разбирая сугубо специфические вопросы предмета, с помощью всяких педагогических приемов старался разбудить в них самостоятельность мышления, умение использовать полученные объемные знания, находить выход из любой ситуации, способность к нестандартным оценкам... Старался внушить, что сегодня особое значение приобретает не только качество знаний, но и умение приспосабливать свою профессиональную квалификацию в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях. Через неделю снова провел опрос по известной схеме. Замечательных студентов уже не оказалось. Зато обычных стало шестеро. Удивило, что число кое–каких осталось прежним — 5. На мой вопрос, почему так, один студент прямо сказал, что им так проще. Жить не высовываясь со своей инициативой, скромно спрятавшись в углу и созерцая происходящие рядом события. Вмешиваясь в них лишь по мере личной необходимости. Такая вот современная интерпретация ситуации «моя хата с краю»...

Понятно, что подобная жизненная позиция сформировалась не сразу и не вдруг. Она следствие нашего домашнего, детсадовского и школьного воспитания. Разве лозунг «не высовывайся!» мы так уж редко слышим в жизни? Не потому ли все меньше желания оказать помощь инвалиду или пожилому человеку в беде, проявить инициативу в какой–то конкретной ситуации? Даже если это идет на пользу обществу...

Что касается «замечательных», то тут тоже не все просто. Сегодня самые лучшие студенты любого вуза материально поощряются из специального президентского фонда. Окончив вуз, они, как правило, распределяются на работу, имея определенные преференции. Их фамилии передают в банк данных одаренной молодежи, созданный при Министерстве образования. А дальше? Достойно ли используется этот интеллектуальный потенциал? Кого предпочтет выдвинуть на должность повыше руководитель — того, кто из породы «кое–каких», тихих и послушных, или яркую личность с собственной точкой зрения? Хотелось бы, чтобы это не было спорным вопросом. Прогресс двигают таланты, люди развитые и одаренные. В этом нас убеждают и мощно раскручивающиеся сегодня IT–компании, и успехи отечественной трансплантологии. Таких примеров, думаю, могло бы быть гораздо больше. Камешек это и в наш преподавательский огород. Увы, сегодня в повседневной работе в вузе мы больше внимания уделяем троечнику, чем яркому студенту, у которого в зачетке сплошь высшие оценки. Вот одаренные ребята часто и предоставлены сами себе. Одни, как Ян Хильмончик, уверен, не затеряются, но кому–то может и не хватить поддержки на профессиональном старте.

vkt09@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter