Клара Малышева, подготовившая более тысячи артистов балета для японской сцены, помнит имена каждого из своих учеников

Талант, достойный ордена

— Для меня большая честь сообщить, что лауреатом ордена Восходящего солнца впервые стала гражданка Беларуси, благодаря которой мы можем с восхищением следить за артистами японского балета, — заметил посол Японии в Беларуси Хироки Токунага, вручая Кларе Малышевой высочайшую награду. До недавнего времени подобным знаком отличия в Японии отмечали только мужчин, но заслуги преподавателя Белорусской государственной хореографической гимназии‑колледжа перед японским балетом сочли достойными самой авторитетной награды, на которую могут претендовать здесь люди искусства. Отметив большой вклад в развитие культурных отношений наших стран, первый заместитель министра культуры Наталья Карчевская не преминула напомнить, что Клара Малышева оставила заметный след не только в истории японского балетного искусства. Не менее трети артистов белорусского балета последние 30 лет состоит из ее учеников. Бесспорно, такой труд заслуживает самых продолжительных оваций.

Хироки Токунага и Клара Малышева с указом Императора Японии о награждении орденом Восходящего солнца первой гражданки Беларуси

Первые ученики из Японии появились у Клары Николаевны в далеком 1983‑м. В те годы, когда сомнений в том, что «в области балета мы впереди планеты всей», не было не только у советской публики, а и у всего мира. Дорогих зарубежных гостей — журналистов, писателей, художников, приезжавших в СССР по линии «Интуриста», в первую очередь вели на спектакли прославленных балетных трупп. Не раз высокие визитеры сиживали в ложах Академического Большого театра оперы и балета БССР — так тогда назывался наш знаменитый театр. Позже сюда стали активно приезжать и артисты — посмотреть, поучиться. Из Италии, Северной и Южной Америки, из Японии...

— Я всего лишь оказалась в нужное время в нужном месте, — с улыбкой вспоминает Клара Малышева. — Шла в театр, когда повстречала Валентина Елизарьева, беседующего с руководителем японской делегации. В тот самый момент, когда Сайко‑сан интересовался, кто мог бы провести мастер‑класс для японских танцовщиков. «Да вот, пожалуйста, — ответил Валентин Николаевич, — народная артистка Клара Малышева, опытный педагог». С этого и началась наша дружба.

Воспитанники японских балетных школ стали приезжать в Минск ежегодно. А с 1988‑го Клара Николаевна начала проводить в Японии еще и свой летний отпуск — вместе с новыми учениками, разумеется. К их экзотическим для нашего уха именам она давно привыкла, а дискомфорта в общении не было изначально. Интернациональный язык балета — французский, переводчик ей не требовался. Первые фразы по‑японски, которые она запомнила, — слова благодарности от учеников.

Стабильной профессиональной системы обучения артистов балета в Японии до 1990‑х не было. А когда появилась, первыми педагогами стали ученицы Клары Малышевой. Теперь они привозят своих воспитанников к ней на мастер‑классы. Как бы ни пыталась Клара Николаевна приуменьшить свои заслуги, с фактами не поспоришь: профессиональный балет Японии обязан ей многим.

Листая альбом с фотографиями, моя собеседница перечисляет имена своих учеников так долго, что не остается никаких сомнений: она действительно помнит каждого независимо от того, из какой страны те приехали. Но универсальной формулы подготовки успешного артиста балета, которую можно было бы выразить в нескольких предложениях, у нее нет.

Педагог‑хореограф — это и хирург, и психолог, и психиатр, — убеждена Клара Николаевна. — Должен знать, как работают мышцы, чтобы не только оперативно найти нужную точку и убрать боль, подготовить ученика к долгой жизни на профессиональной сцене, а и научить любить искусство, как самого себя. При этом дать понять, что танец — еще не вся жизнь. Вообще, самое главное для артиста балета — это не ноги, а голова. Взять, скажем, Галину Уланову — данных‑то у нее мало, 32 фуэте она сроду не делала, но как танцевала музыку!

Как танцевать музыку, чтобы зрительный зал пережил максимум эмоций, она сама, ученица знаменитой Екатерины Гейденрейх, демонстрировала полвека назад, когда была Жизелью, Джульеттой, Золушкой, Эсмеральдой и другими героинями классического балета на сцене челябинского, а позже и минского театра оперы и балета. Увы, видео, наглядно объясняющего, почему советское поколение артистов балета называют легендарным, почти не осталось. Но Кларе Малышевой есть что показать своим юным ученикам. Она хранит все записи, на которых ее воспитанники прежних лет еще не звезды сцены, но талант их очевиден. Бережно достает бесценные диски из ящика своего рабочего стола и называет имена. Действительно помнит каждого, хотя только японских учеников у нее было не менее тысячи.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter