Белорусские ученики через всю жизнь пронесли благодарность к режиссеру Игорю Таланкину

Таланкин и поклонники

На этой неделе истинные почитатели кино вспоминали выдающегося режиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Игоря Таланкина — 3 октября исполнилось 95 лет со дня его рождения.

Картины мастера («Сережа», «Дневные звезды», «Выбор цели», «Звездопад» и прочие) вошли в историю советского и мирового кинематографа. В них снимались лучшие актеры своего времени: Сергей Бондарчук, Алла Демидова, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик и многие другие. Он выпустил во ВГИКе белорусский курс, ставший костяком минского Театра-студии киноактера.

«Индустриализация» искусства

Игорь Таланкин появился на свет в 1927 году в Богородске (ныне Ногинск Московской области). При рождении ему досталось имя в духе того времени — Индустрий, но «промышленная стезя» его явно не прельщала. В 1950-м окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова, а пятью годами позже — режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А. Попова и М. Кнебель). С 1947 года параллельно с учебой работал режиссером театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, в 1955—1956-м — режиссером русского драматического театра Прикарпатского военного округа во Львове.

В 1959 году Таланкин окончил двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана). Но уже с 1958-го работал режиссером этой киностудии, пробовал себя и в качестве сценариста. Спустя два года дебютировал фильмом «Сережа» совместно с Георгием Данелией. Картина была отмечена на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

 «Звездный» папа

Игорь Таланкин умел открывать новые звезды. Дебют Петра Юрченкова — старшего на всесоюзном киноэкране состоялся в фильме «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева. Известный советский киновед Армен Медведев тогда написал: «Петр Юрченков, ученик мастерской Таланкина во ВГИКе, наделен выразительными и незаурядными природными данными…»

Кстати, во время съемок фильма «Бесы» Петру Юрченкову, исполнителю роли Петра Верховенского, исполнилось 40 лет, и Таланкин подарил ему книгу «Жизнь Иисуса Христа» Фаррара с подписью: «Петя, береги свой талант, он у тебя немалый». Увы, Петр Петрович ушел от нас в 2013 году. Жаль, что сегодня эта выдающаяся картина, снятая в непростом для советского кинематографа 1991 году, незаслуженно забыта.

В фильмах Игоря Васильевича начинала свою кинокарьеру и актриса Дарья Михайлова.

Все ушли в осень

Кажется, с годами режиссерский взгляд Таланкина становился все более пессимистичным. Режиссер пристально вглядывался в современника, находил его в ситуации острого духовного кризиса, но путей выхода из него не предлагал. В первой половине жизни он исследовал жизнь и творчество многих известных людей, в основе его картин биографии академика Игоря Курчатова («Выбор цели»), композитора Петра Ильича Чайковского («Чайковский»), литератора Ольги Берггольц («Дневные звезды»). Этих выдающихся личностей если и одолевали сомнения, то пути их преодоления они знали всегда. Экранизировать классику — Льва Толстого («Отец Сергий») и Федора Достоевского («Бесы») — было увлекательно и полезно: любой ответ можно было найти в книге. Сложнее с современными писателями. Виктор Астафьев («Звездопад»), Юрий Нагибин («Время отдыха с субботы до понедельника»), Георгий Семенов («Осень, Чертаново…») простых решений не предлагали.

«Время отдыха с субботы до понедельника».

Интеллигентный, достоверный, тонкий кинематограф Игоря Таланкина и сегодня остается важной и самобытной страницей в киноискусстве. Он скончался на 83-м году жизни 24 июля 2010 года в Москве.

Высокая планка

Учеба режиссерско-актерской группы была очень насыщенной: все время играли, каждую неделю что-то сдавали, занимались танцами, фехтованием, конным спортом… По словам еще одного ученика Игоря Васильевича актера Театра-студии киноактера Владимира Грицевского, высокая планка, заданная мастером, подчас мешала в профессии:

— Сейчас почти все брошено на развлечение зрителя, сплошь комедии положений. Одно время мне было тяжело играть, постоянно думал: а что сказал бы на это Таланкин? Хочется, чтобы постановки были разумные, со смыслом… Он очень любил классику. Всегда говорил нам: «Пока учитесь, берите классические отрывки, потом вам не дадут это сыграть! Будут предлагать всякую чепуху…» И оказался прав. Игорь Васильевич высоко ценил итальянскую «новую волну», переписывался с Федерико Феллини. Нам было с ним всегда легко. Мог и пожурить, и похвалить. На тот момент ему было всего 46—47 лет — мальчишка! А нам он казался умудренным опытом человеком. Иногда приглашал и нас сниматься в своих фильмах: мне посчастливилось сыграть в его картине «Звездопад» вместе с однокурсниками Толей Беспалым и Петей Юрченковым.

— У вас есть любимая картина Таланкина? 

— Мне всегда нравился его фильм «Сережа», в котором глазами ребенка показана вся глубина и сложность этого мира, характеры и судьбы персонажей.

Белорусский курс

В 1964 году Игорь Васильевич стал педагогом ВГИКа, руководителем режиссерско-актерской мастерской, а с 1976-го — профессором. Он выпустил немало учеников. В том числе белорусский курс актеров, который составили Петр Юрченков — старший, Лидия Мордачева, Нина Розанцева, Светлана Суховей, Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Владимир Сичкарь, Татьяна Чекатовская, Леонид Белозорович, Наталия Трисветова, Владимир Антоник.

— У нас была потрясающая актерско-режиссерская мастерская, — вспоминает председатель Белорусской гильдии актеров кино заслуженная артистка Беларуси Светлана Суховей. — С нами учились Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Родион Нахапетов, талантливые ребята из Сирии, Непала, Монголии, Казахстана… Мы ставили и самостоятельные отрывки, и вместе с ними. Я была, наверное, самой молодой студенткой на курсе, поэтому все меня пытались учить. (Смеется.) Во время учебы Таланкин всегда подбирал для меня роли на сопротивление. Говорил: «Иначе тебе всю жизнь будут предлагать роли лирических героинь». Кстати, он взял меня сразу на второй курс.

— Светлана Ивановна, как строились в мастерской Таланкина взаимоотношения «студент — педагог»?

— На необычайном доверии, в атмосфере творчества. Я очень уважала Игоря Васильевича, для меня было большой честью, что он является нашим педагогом. К сожалению, многое мы не успели сделать по ряду причин и обстоятельств, но со ВГИКом и периодом учебы у меня связаны только самые теплые воспоминания. В каждом студенте Таланкин умел открыть творческое начало. Диктатором не был, наоборот, хвалил, когда молодой актер шел в игре от себя, своих чувств. Игорь Васильевич жил рядом с «Мосфильмом», мы бывали у него в гостях. Были знакомы с его женой и сыном. Я до сих пор люблю многие картины Таланкина.

ФАКТ

Фильм Игоря Таланкина «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», а сам актер получил приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

КСТАТИ

С 1971 года Игорь Таланкин был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. С 1994-го — председателем правления студии «Время» киностудии «Мосфильм». Он написал сценарии к большинству своих фильмов. При создании кинокартин много сотрудничал с композитором Альфредом Шнитке. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter