Многочисленные фейки стали наиболее узнаваемой частью украинской пропагандистской машины

Тактика информационного блицкрига

Развитие специальной военной операции поистине подобно воронке. Она захватывает в себя все сферы жизни, различные категории людей. Постоянно возникают новые феномены, а многие старые термины наполняются новым содержанием. Скажем, часто используется слово «блицкриг». С подачи американских генералов именно так поначалу окрестили замысел российских военных. А потом сами же провозгласили и его провал. Оставим подобные суждения на совести их авторов. Учитывая нацистское происхождение самого этого определения, понятно отрицательное отношение к нему. Хотя о попытке провести блицкриг все же можно говорить. Только не военный, а информационно-психологический. И предпринял ее именно киевский правящий режим. Более того, тщательно готовился. И делал ставку как на свое главное оружие.

Актеры и роли

Любопытна организация самой пропагандистской машины режима Зеленского. Небольшая историческая аналогия. Ближе к окончанию Второй мировой войны Гитлер лично выдвинул идею создания городов-крепостей, так называемых фестунгов. Фюрер очень гордился этой своей придумкой, считал ее большим вкладом в историю военного искусства. Правда, в реальности она провалилась. Красная армия и союзники научились взламывать эшелонированную оборону нацистов. В итоге гитлеровское изобретение привело лишь к жертвам среди мирного населения и разрушениям. 

Так вот, нынешняя украинская пропаганда представляет систему таких фестунгов, то есть отдельных спикеров, которые, каждый на своем участке, формируют общественное мнение. На вершине находится сам президент Украины. В западной пропаганде ему отводится место стойкого борца, почти равноапостольного святого. При этом совершенно не важно, что он делает на самом деле. А есть вполне достоверная информация, что степень его участия в реальном управлении крайне мала. 
Ключевой функцией Зеленского является произнесение речей. Бывает, что в течение суток он по нескольку раз выступает с официальными обращениями. При этом, если сравнить стилистику, они мало отличаются от речей сериального героя Голобородько. По сути, Зеленский продолжает играть ту же роль, только уже всамделишную.
Любопытно, что практически незаметна фигура Сергея Никифорова, пресс-секретаря Зеленского. О нем почти ничего не слышно. Голосом правящего режима выступает «большая тройка»: Арестович, Подоляк, Гордон. Официальные должности первых двух служат не столько отражением реального положения в правящем режиме, сколько дополнительным основанием доверия к их информации. Гордон просто и гордо заявляет, что находится под защитой украинского государства. 

Безусловным лидером в этой компании является Алексей Арестович. Он выступает в интересном жанре. Его уже называют медийной психотерапией. Действительно, используя методы психологического воздействия, он оказывает почти гипнотическое влияние на свою аудиторию. При этом применяет любопытную тактику, сочетая дозированную правдивую информацию с огромным количеством явной лжи. 

Так, совсем недавно в одном из интервью Арестович признал, что в ближайшее время будут приходить плохие новости из Мариуполя и Донбасса. И тут же заявил, что трудно противостоять противнику, который превосходит твои силы в 10—12 раз. Никакие расчеты, будь то отечественных или западных экспертов, даже близко не подтверждают такие оценки. Но ведь есть те, кто обманываться рад!

На местах также имеются свои фестунги. Правда, в большинстве регионов они не столь заметны и эффективны. Здесь стоит отметить руководителя Николаевской области Виталия Кима. Этот бывший предприниматель выступает в качестве блогера, подчеркнуто непринужденно донося свою нехитрую информацию. Как правило, ничего конкретного, зато весело и задорно! 

Одно время в такой же роли выступал и мэр Мариуполя Вадим Бойченко. Хорошо запомнились первые дни боевых действий. Всем было очевидно, что Мариуполь станет объектом специальной военной операции. 
Вместо того чтобы организовать эвакуацию людей, обустройство бомбоубежищ, создавать запасы продовольствия и медикаментов, мэр раздавал интервью, пил кофе на улицах и площадях, всем своим видом внушая спокойствие. Закончилась вся эта бравада катастрофой, а сам мэр сбежал, заявив, что так легче организовать работу по помощи городу. 
Его место в Мариуполе занял другой «речник». Это заместитель командира полка «Азов» Святослав Паламар, более известный по позывному «Калина». Его отличает не только бравурная и русофобская риторика. Оценивая действия российских войск, он использует те же шаблоны и стереотипы, которые официальная украинская историография применяет к действиям Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что за последнее время в нашей южной соседке создан крайне негативный образ и советских военачальников, и всего периода войны. Вот и сейчас Калина рассказывает байки о заградотрядах, фильтрационных лагерях, тупости командования противника, огромных потерях и так далее. Но правда жизни очень быстро обнуляет все эти домыслы азовского геббельса.
Первым из этой бесконечной череды стал рассказ лично Владимира Зеленского о 13 погибших пограничниках с острова Змеиный. Посмертно им всем присвоили звание «Герой Украины». Очень быстро выяснилось, что на острове было не 13, а 82 бойца, все они живы и попали в плен. Киев долго молчал по этому поводу.

Хит-парад лопнувших фейков

Наиболее узнаваемой частью украинской пропагандистской машины стали многочисленные фейки. Они исчисляются уже даже не десятками, а сотнями. Эксперты порой выстраивают специальный хит-парад наиболее раскрученных. По отдельным деталям можно узнать, кто придумал ту или иную мистификацию. При этом один фейк наслаивается на другой. Что удивительно, украинское общество все это проглатывает.

Первым из этой бесконечной череды стал рассказ лично Владимира Зеленского о 13 погибших пограничниках с острова Змеиный. Посмертно им всем присвоили звание «Герой Украины». Очень быстро выяснилось, что на острове было не 13, а 82 бойца, все они живы и попали в плен. Киев долго молчал по этому поводу. И вот совсем недавно один из «погибших» Роман Грибов получил-таки награду. Правда, не орден героя, а знак «За заслуги перед Черкащиной». Он просто вернулся из российского плена. Ему же приписали и матерный слоган про русский корабль, который стал так популярен среди националистов. Вопросов о воскресении погибших, о подписанном Зеленским указе, естественно, никто не задает.
Еще один лопнувший фейк — «призрак Киева». Якобы есть некий летчик, который целыми косяками сбивает российские самолеты. Постепенно цифра дошла до 40 штук. Все это заявлялось вполне официально. Нужно было уже называть имя «героя»… И тут объявили, что он погиб. 
Потом опровергли эту информацию. Наконец, сказали, что это вообще «городская легенда». Такое вот народное предание, рожденное в недрах киевской пропаганды.

С цифрами потерь российской стороны у Киева вообще получился конфуз. Если верить данным их Генштаба, то с 24 февраля они сбили 262 самолета и вертолета и 81 беспилотник. А Арестович заявил, что во время «массированного обстрела» Львова из 80 выпущенных ракет украинская ПВО перехватила якобы 72. Тогда западные покровители вполне резонно задали вопрос: а зачем вам в таком случае помощь в закрытии неба, если вы работаете настолько эффективно? Подобному результату позавидовали бы любые вооруженные силы. Другое дело, что все эти сведения дутые. И западные эксперты это прекрасно понимают.
Наиболее отвратительной частью пропаганды режима Зеленского является обращение с цифрами потерь и сценами насилия, изображениями мертвых тел. Думаю, многие видели эти ужасные кадры. Организатором данной преступной деятельности выступил небезызвестный 72-й центр информационно-психологических операций. 
Белорусские журналисты ранее уже подробно рассказывали о его деятельности. Но подобные действия не являются случайными, а укладываются в единую стратегию, автором которой выступил как раз Алексей Арестович. Несколько лет назад он неоднократно восхищался ­ИГИЛ, называл это террористическое формирование сетевой структурой будущего. Публичные пытки и казни, осуществляемые на камеру боевиками ­ИГИЛ, Арестович определил как хоть и бесчеловечные, но мудрые и продуманные.
У такого фабричного конвейера лжи есть несколько целей. Во-первых, сплотить украинское общество, заставить его поверить в скорую победу. Во-вторых, произвести впечатление на западных партнеров. В-третьих, оказать давление на российских и белорусских граждан, вызвать протесты в наших странах и привести к смене власти.

Мифы и реальность

У такого фабричного конвейера лжи есть несколько целей. Во-первых, сплотить украинское общество, заставить его поверить в скорую победу. Во-вторых, произвести впечатление на западных партнеров. В-третьих, оказать давление на российских и белорусских граждан, вызвать протесты в наших странах и привести к смене власти.

Первые две задачи оказались выполнены с лихвой! Но это только поначалу. Неизбежный разгром группировки в Мариуполе отрезвит многих украинцев. А ведь намечается еще и котел в Донбассе. Арестович даже заговорил о формирующемся неверии в победу. Правда, неуклюжие заявления отдельных российских политиков за последние день-два помогут Арестовичу и Ко в их нелегкой работе.
И на Западе растет понимание того, что доверять Киеву особо не стоит. Отставной американский полковник Дуглас Макгрегор в эфире одного из телеканалов заявил, что украинской стороне вообще невозможно верить, ведь через день-два все их заявления оказываются ложью.
А вот с третьей задачей украинская пропаганда даже при массированной западной поддержке явно не справилась. Раскола элит ни в Беларуси, ни в России не произошло. Не удалось также спровоцировать масштабного протестного движения. Скорее наоборот, в России поднялась настоящая патриотическая волна. В Беларуси даже западные социологические службы вынуждены признавать, что число тех, кто поддерживает в конфликте Россию, в разы больше, чем тех, кто симпатизирует Украине.

И, как это не покажется парадоксально, данный результат достигнут во многом благодаря Арестовичу и его коллегам. В ответ на масштабную информационную атаку в социальных сетях мы применили наш белорусский партизанский метод — пошли напрямую к людям. И порой не нужно было ничего объяснять, а просто перечислить спродуцированные украинской пропагандой фейки, даже касательно Беларуси: тотальная мобилизация всего мужского населения, липовая отставка начальника Генштаба, белорусские летчики в небе над Черниговом, бомбардировки российской авиацией Столинского района и так далее. 

Люди увидели, что все это неправда, сама жизнь опровергла эти мифы. И вот здесь наметились причины провала этого информационного блицкрига. 
Фейки имеют большую поражающую силу, но только на первоначальном этапе. 
Продолжение данной линии на протяжении длительного времени постепенно приводит к недоверию к источнику поступления такой неправдивой информации, формирует своеобразный иммунитет. Собственно, все то же самое мы наблюдали в августе — сентябре 2020 года. И тогда часть нашего общества повелась на фальшивки. Кстати, к их производству имели отношение те же центры информационно-психологической войны, которые сейчас задействованы в противостоянии в Украине. И что важно, наше общество продемонстрировало свою зрелость и устойчивость даже к таким серьезным, невиданным еще в нашей истории ударам, которые мы пережили. В отличие, кстати, от украинского общества. Но ничего, мы поможем нашим братьям-украинцам с процессом оздоровления.

Вадим ­ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter