Минские аэропорт и железнодорожный вокзал нашли управу на бомбил

Такси в разрезе

Минские аэропорт и железнодорожный вокзал нашли управу на "бомбил"

Любой город начинается для абсолютного большинства туристов с вокзала или аэропорта.


В этом смысле «входным воротам» Минска совсем скоро предстоит особая проверка — съедутся участники и гости чемпионата мира по хоккею. И если за картину в целом можно не волноваться — у нас современный вокзальный комплекс и обновленный по всем статьям Национальный аэропорт «Минск», то как со штрихами к ней? Скажем, с таксистами–«бомбилами», которых в такие места тянет как мух на мед. Поток людей большой, приезжие — через одного, в городе, как и в расценках, ориентируются слабо. Тому цену заломил, этому соврал, что иначе до нужного места никак не добраться, — и деньги сами плывут в руки! Можно ли положить этой наглости конец?


«Впечатлило!»


Легкой добычей для нелегальных таксистов, или, как их называют в народе, «бомбил» месяц назад стала и представитель международной интернет–службы по бронированию отелей латышка Юлия. В Минске была впервые, по делам, прилетела на самолете, и сразу же по прилете, говорит, ее обступили таксисты:


— Уверяли, что дорога до Минска займет часа полтора, что в аэропорту вообще плохо с транспортом. Согласилась и заплатила в итоге 700 тысяч рублей, чтобы добраться до центра города. Сумма, мягко говоря, впечатлила. Каково же было мое изумление, когда белорусские коллеги на следующий день мне объяснили: от аэропорта до Минска — 44 км, и даже с учетом возможных пробок на въезде дорога не заняла бы более 40 минут, а переплатила таксисту где–то вдвое. Знаете, даже если переложить рижские расценки на такси до аэропорта на минские, итоговая стоимость все равно была бы меньше!


В том, что «бомбилы» дурят доверчивых пассажиров у железнодорожного вокзала, корреспондент «СБ» убедился на собственном опыте. Их видно издалека. Стоят группками по два–три человека, о чем–то увлеченно разговаривают и изредка бросают равнодушные взгляды по сторонам, словно и не в их интересах вовсе найти себе клиента. Но вдруг дружно поворачиваются в мою сторону. Точнее, в сторону плетущегося рядом мужчины с внушительными баулами. По его помятой одежде и сбивчивому дыханию так и читается: приехал издалека, страшно устал, готов на все, только чтобы добраться до точки назначения. «Бомбилы» переглядываются между собой — «корпоративная этика» все–таки, и от группы отделяется первый водитель. Правда, услышав нужный адрес — «спальный» район на окраине города, — теряет интерес:


— Да ну, так далеко не поеду. Где я там клиента днем найду? Придется «вхолостую» возвращаться. Подойти к Петровичу, он там живет, вроде собирался домой.


От Петровича потенциальный пассажир уходит тоже несолоно хлебавши — видно, поездка домой у водителя откладывается. Наконец, третий таксист благосклонно кивает, и измученный мужчина ловко забрасывает сумки в багажник и стремительно залезает в салон — пока и этот не передумал...


Какое–то время я эту компанию совсем не интересую. Стою без чемоданов, но уж слишком долго для незаинтересованного человека. Поэтому, в конце концов, вальяжной походкой ко мне приближается двухметровый плотно сбитый детина в спортивном костюме:


— Куда едем?


Называю заготовленный адрес, точно зная, сколько стоит такая поездка, поскольку за несколько дней до того ехал туда строго по счетчику и на чеке выбилась сумма 48 тысяч.


— Ну, тысяч 100 — 150 будет.


Ничего себе, втридорога!


— А если еще в пробку попадем... — по интонации таксиста явно читалось, что мы ее обязательно найдем.


— У меня багаж в камере хранения, поможете донести?


— Я, это, спину недавно надорвал, — лицо водителя становится кислее лимона. — Может, сам?


Под этим предлогом я спешно ретируюсь.


Очевидно, проблему нужно решить, а то «бомбилы» так и останутся для гостей города первым и весьма неприятным впечатлением. Вопросом озаботились и в аэропорту, и на Белорусской железной дороге, где собираются максимально обезопасить своих пассажиров от «таксистского» произвола — для начала на самом оживленном узле, на Минском железнодорожном вокзале. Решение? Конечно же, комплексное.


Аэропорт: униформа для таксиста


Национальный аэропорт «Минск» сейчас тоже выбирает единого перевозчика для услуг на своей территории. Из требований к водителям — безвозмездная помощь клиенту в погрузке и выгрузке багажа, возраст от 20 до 60 лет и хорошая профессиональная репутация, а вот автомобили должны быть не старше 7 лет, с отличительными знаками и обязательным указанием в салоне тарифов на проезд. Судя по всему, таксисты должны будут придерживаться еще и определенного делового стиля: пиджак, брюки, рубашка, закрытая обувь в летнее время. На днях прием документов от потенциальных участников переговоров завершился, и в самое ближайшее время будет определен победитель. Пока аэропорт выбирает «своего» перевозчика на год — до мая 2015–го.


Вокзал: гарант безопасности


Первым элементом может стать специальная услуга по вызову такси из поезда, уточнил первый заместитель начальника пассажирской службы БелЖД Андрей Кашко: «Сейчас идет активное исследование, анкетирование пассажиров поездов международных линий насчет востребованности такой услуги. Предварительные опросы показали, что люди пока без энтузиазма относятся к такой возможности, не понимая всех ее выгод. Параллельно уточняется и механизм оказания услуги, если она все же появится. Пока он видится таким: проводник собирает заказы на такси, передает их начальнику поезда, а тот уже отправляет в диспетчерскую службу. Таким образом, к моменту прибытия состава водитель уже будет ждать своего пассажира у вагона, поможет ему донести вещи до машины и тут же отправится по нужному адресу».


Нейтральное отношение к новой услуге, возможно, вызвано устоявшейся привычкой искать или вызывать такси уже по прибытии. Хотя такой подход однозначно сэкономит и время, и деньги, и нервы. Особенно иностранцам, ведь они могут заранее и не узнать телефоны диспетчерских.


Отдельно оговорено, что в случае вызова такси зарубежным гостем водитель должен владеть хотя бы английским языком. Смогут ли наши таксисты отвечать такому требованию? Оказывается, да, ведь подавать такси к вокзалу в скором времени будет заранее выбранный перевозчик, автопарк которого подтвердил свой уровень. Еще несколько месяцев назад был проведен соответствующий конкурс. К старту чемпионата мира по хоккею машины займут специально выделенную парковку. Возраст каждого авто не превышает 8 лет, все они оборудованы терминалами по приему пластиковых банковских карточек. Словом, турист не должен разочароваться.


Первый заместитель начальника станции Минск–Пассажирский — начальник вокзала Владимир Григорович уточняет нюансы: «Мы планируем, что в центре обновленного зала ожидания в своеобразном информационном центре, где дают всевозможные справки, появится специалист, отвечающий за вызов такси. К нему можно будет обратиться с просьбой подать машину. Еще нужно сделать небольшой ремонт на парковке. Там, кстати, будут стоять не только такси, но и автомобили для аренды — услугу тоже можно будет заказать, не выходя из вокзала. Мы видим в этом особое удобство, ведь сам вокзал уже как бы является гарантом безопасности поездки и качественного обслуживания. В конце пути пассажиру обязательно выдадут чек, а итоговая сумма будет установлена строго согласно тарифам. Думаем даже выделить специальный телефонный номер, по которому заказавший у нас такси пассажир сможет сообщить о нарушении, если, например, кто–то завысит ему стоимость поездки».


Прямая речь


Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник:


— Привокзальная площадь реконструируется, и первым этапом стало создание стоянки для такси. Правда, работы еще не завершены — между двумя полосами должен появиться делинеатор, то есть устройство, которое не даст выехать из одного ряда в другой. Пока водители ухитряются стать «елочкой» и в любой момент покидать парковку. В законченном же виде туда можно будет заехать по двум полосам, а выехать по одной, причем строго в порядке очереди. Это позволит надежно упорядочить работу такси, сделать ее более организованной. Наш опыт по обустройству парковок показал, что водители пренебрежительно относятся к просьбам и устным предупреждениям не заезжать куда–то. Реально их может остановить лишь физическое ограничение. Конечно, нужна еще организация, которая будет обслуживать такую парковку у вокзала, — следить, чтобы там размещались исключительно машины такси, чтобы они не останавливались где попало, мешая работе общественного транспорта. Перед самой стоянкой необходимо повесить табло с указанием тарифов на проезд или даже специальное устройство, которое поможет рассчитать примерную стоимость дороги до нужной точки, указать номер, по которому можно позвонить в случае обмана. Это мировая практика, которая одинаково хорошо зарекомендовала себя и около вокзалов, и в аэропортах.


Советская Белоруссия №76 (24459). Среда, 23 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter