Как из простых вещей создать сильный по степени воздействия турпродукт

Такой вот шальбабон

Как из простых вещей создать сильный по степени воздействия турпродукт


В НАЧАЛЕ всякого дела лежит идея. Самая ценная часть любого проекта. Вместе с тем для ее воплощения в некоторых случаях не требуется особых затрат, что еще больше увеличивает ценность интеллектуального продукта. Искать и воплощать задумки нестандартного, насыщенного, увлекательного, активного отдыха в агроусадьбах помогает новая инициатива Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» на Воложинщине.



В РАЙОНЕ это не первое инновационное начинание. Хозяева усадеб создали один из первых туристических кластеров, зеленые маршруты, активно внедряют безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями, прокладывают экотропы в Налибокской пуще, через Воложин проходит международный веломаршрут «ЕвроВело-2». А с начала года расширяют свой агротурбизнес, используя возможности креативной экономики.

Что это такое? Председатель правления белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова не один раз приводила пример, как много лет назад в одну из деревень Лепельского района приехала группа поляков, желающих увидеть реальную жизнь:

— Мы пригласили их в гости к бабушкам, которые нарядились, накрыли стол, спели гостям приветственные песни. Это было так трогательно и незабываемо, что у поляков слезы на глаза навернулись. Стоило это денег? Никаких! Заплачете ли вы в пятизвездочном отеле? Никогда! Из простых вещей можно создавать уникальный, сильный по степени воздействия турпродукт. Это умение особенно актуально во время кризиса. В основе креативной экономики лежат интеллект, талант и знания людей. На их основе без больших затрат на инфраструктуру создается то, что производит сильное впечатление.

Что особенно важно: для развития локальных экономических проектов не нужны масштабные реформы. Представители сферы экотуризма и ремесленники уже освобождены от налогов. Они живут, не ожидая инвестиций и помощи государства. Здесь речь идет о микроэкономике. Она может и должна развиваться независимо от процессов, которые происходят наверху, и независимо от кризиса. Кроме того, кризис — это время, когда можно найти интересные решения.


Усадьба "Налибокские васильки"

Проект «Воложинский район — территория креативной экономики» в рамках программы ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» стартовал в начале года. Почему избрана эта местность? Потому что районные власти и хозяева агроусадеб поняли раньше других: только сообща можно создать востребованный туристический продукт. На Воложинщине творческое местное сообщество. В 2015 году 33 агроусадьбы (сегодня их уже 36) посетило 13,4 тысячи туристов, из них без малого 1,9 тысячи — иностранцы. Кроме россиян, это китайцы, казахи, филиппинцы, новозеландцы, вьетнамцы, венесуэльцы и даже австралийцы. Лучшие идеи и наработки объединены в 25 точек креатива, среди которых значатся не только усадьбы, но и музеи, фермерское цветочное хозяйство, экопоселение, посещение фольклорного коллектива, Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» и другие. Стимулировать поездки по всем объектам взамен на бонусы поможет паспорт туриста.

— Это наша новация. Так можно продвигать район. Такая система существует в нацпарках США и стимулирует американцев посетить как можно больше мест. Есть она в Польше — на зеленых маршрутах, — приводит примеры Валерия Клицунова. — В паспорте делается отметка о посещении определенного объекта. Побывал на 15-ти, можешь рассчитывать на скидку в 15 процентов при посещении этих мест в будущем. Плюс можно получить сертификат «Ганаровы падарожнiк «Валожынскiх гасцiнцаў». После посещения 25 туристических объектов скидка составит 25 процентов. Наша задача вызвать интерес туристов и показать, что на подобном идейном ресурсе можно работать. Общий бренд и идея создания территории креативной экономики позволят региону развиваться и предлагать уникальный турпродукт. Опыт Воложина может стать толчком для регионов с похожим потенциалом.

УСАДЬБА «За мосточком» на берегу Саковщинского водохранилища предлагает стандартный набор — рыбалка, уха, прогулка на лодке. Домашних животных здесь не держат, зато нет назойливых мух и оводов. «А молоко — у наших партнеров в Саковщине, — отвечает на вопросы потенциальных туристов хозяин Дмитрий Наконечный. — Есть велосипеды, если везти, то можно попутно и масло получить». Вот и кластерный подход к делу.

Дмитрий и его верная помощница жена Анна придумали интересную новинку для отдыхающих. Суть проста: группа разбивается на две команды — у красной и синей катапульт. Каждая строит замок из деревянных брусьев, а потом шариками-ядрами с водой разрушает здание противника. Это очень весело, иногда мокро и помогает сплотиться, а может, и подружиться в дальнейшем.


Хозяева усадьбы "Хутар дудара" Алесь ЛОСЬ и Алеся СИВОХИНА

А вы знаете, что такое шальбабон, какая порода лошадей самая тяжеловозная в Европе, чем скрипка отличается от виолы и почему чужих пчел не пускают в улей? Нет? Тогда вам прямиком к хозяевам «Налибокских васильков», «Кони-пони», «Хутора дудара», «Мира пчел».

Василий Шакун научит двуручкой пилить дрова, потом вы наберете из колодца воду, зальете в паровой котел, где она закипит и паром нагреет брагу… После трудов слегка неправедных можно и первач попробовать. В следующем сезоне в «Васильках» создадут экспозицию гужевого транспорта. Хозяин уже собрал 15 повозок для домашних работ и коллекцию пополняет. Появятся здесь сувенирная лавка, барная стойка, а съестные припасы выставят напоказ. Это его жена Мария Шакун готовит для гостей шурпу из косули или шальбабон — блюдо из фасоли.

В усадьбе «Кони-пони» свой креатив — экодрайвинг. Там разработано несколько маршрутов в открытом дилижансе по живописным окрестностям. Четыре километра по лесной дороге — и вы на «Хуторе дудара», где личным обаянием и непревзойденными знаниями о старинных музыкальных инструментах белорусов вас очарует Алесь Лось. Обучение белорусским народным танцам и обрядовым действам тоже входит в список услуг агроусадьбы.

Можно прокатиться и в усадьбу-экомузей «Мир пчел». Потомственный пасечник Василий Фролов угостит блинчиками с медом и чаем из лесных трав.

Обо всех адресах креатива можно писать бесконечно. Какой-нибудь привереда, возможно, и заскучает от предложенных забав, но уж точно останется в восхищении от радушия каждого хозяина. Как подметил первый заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Василий Горбачев, человечность и доброта — главные фишки в приеме гостей.

МОЖНО ли такую модель развивать в других местах, поинтересовалась инициатор семинара для представителей местной власти и общественных объединений Валерия Клицунова. И услышала однозначный ответ: не только можно, но и нужно.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter