О нарушениях в торговле

Такой торг неуместен

О нарушениях в торговле

На недавнем совещании по поводу состояния и развития потребкооперации Президент обратил внимание на проблемы торговли: «Думаю, нам надо серьезнейшим образом взяться за торговлю и изучить происходящие в ней процессы». Уже ни для кого не секрет: в стране происходит стремительное поглощение мелких магазинчиков крупным сетевым бизнесом. Формируется монополия со всеми вытекающими последствиями: диктовкой условий поставок, продажей лучших мест на торговых полках, бонусами, ограничением конкуренции. И при этом, что самое неприятное, роль Золушки отводится отечественным товарам. Все это ненормально и неправильно.


Вообще говоря, магазинов у нас немного. 466 квадратных метров на тысячу жителей. Европейский ориентир — не менее 600. Казалось бы, в чем проблема? Пусть строятся и развиваются новые торговые площадки. Что сейчас, собственно, и происходит. Да вот только активно разрастаются на нашем рынке преимущественно зарубежные ритейлеры. Не успеешь оглянуться, как какой–нибудь местный привычный гастроном–супермаркет вдруг меняет свою оригинальную вывеску на изрядно примелькавшуюся. Понимаешь: и сюда уже закинули сеть... Ежегодные инвестиции в торговлю Минска и страны исчисляются миллиардами долларов. Новомодные сети перешагнули 20–процентный порог доли рынка. Но что–то радости у покупателя не прибавляется. На явный перекос обратил внимание Президент: «Я уже предупреждал губернаторов, что за каждый гипермаркет ответят головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности».


Наши гипермаркеты напоминают огромную красочную коробку конфет: берешь в руки в предвкушении, что содержимое не менее прекрасно, чем форма, но открыл, а там — пшик, десять конфет на один зуб. Да и те «поседели»: покрылись характерным налетом просроченного какао–продукта... Так и тут: большие парковки, удобный подъезд, тележки прямо на улице — дословно списанная бутафория европейского лоска. Но стоит приблизиться к прилавку, сон развеялся — вот он, родной ненавязчивый сервис.


В минском сетевом гипермаркете, который ближе всего к моему дому, первым покупателя встречает фруктово–овощной отдел. Каждый раз, посещая его, не могу взять в толк: где поставщики берут самую страшную в стране свеклу и морковь? Да, апельсины–мандарины примерно вдвое дешевле, чем на рынке, но тут нужен острый глаз, чтобы отбраковывать гниль.


Мои личные ощущения подтверждает официальная статистика. С 1 июля минувшего года Торговая инспекция проверила 1.350 магазинов. Нарушения выявлены практически во всех. Главный санитарный врач Минска Наталья Жукова констатирует: несоблюдение санитарных норм выявляется при всякой проверке торговой сети города. Типичные огрехи: ненадлежащее санитарное состояние, несоблюдение температурных режимов, реализация продуктов с истекшими сроками годности. Тонны товаров снимаются контролерами с продажи, миллиардные штрафы платят ритейлы. Однако вряд ли это решает проблему. К каждому изо дня в день контролера не приставишь. Это сейчас торговые инспекции и санитарные службы активизировались. На носу чемпионат мира по хоккею, как бы перед зарубежными гостями не ударить в грязь лицом. По правде говоря, подобного бардака хватает и в других магазинах, но поскольку сетевые маркеты оперируют большим количеством товара, ведут агрессивную рекламную политику, привлекая покупателя супернизкими ценами, но в итоге не оправдывая ожиданий, то и претензий к ним накапливается больше.


Итак, что же мы получили, пустив к себе европейские технологии реализации товара? Конкуренцию? Безусловно, да. Но какая–то она, мягко говоря, с «душком». Может ли кто–либо сказать, что, зайдя в большой магазин, он покупает все, что хотел? Мне, например, иногда для торта нужны 33–процентные сливки. Ни в одном гипермаркете поблизости не могу найти. Точно так же будет озадачен покупатель, который ищет обезжиренное молоко или определенный сорт хлеба. «Самое распространенное нарушение в сетевых магазинах — несоблюдение ассортиментного перечня», — подтверждает начальник Торговой инспекции по Минску Наталья Василевская. Что касается промышленной группы, так тут и невооруженным глазом видно засилье импорта. А наше, порой не худшего качества и подешевле, — на складах.


Или вот нынче, например, во всей торговле проблема с сыром. Молока зимой традиционно мало, сыр сейчас хорошо продается в России. Как результат нет выбора на прилавках ни в обычных магазинах, ни в сетевых. А про цены уже и не говорю. Нынче сыр у нас дороже, чем во Франции, как деликатес. И пресловутые сетевые технологии не спасают. Ведь за счет чего снижают цены ритейлы? Порой буквально ставят на колени поставщиков, добиваясь максимальных скидок. А молочникам нынче зачем уступать в цене, если сыр гарантированно заберут за рубежом? Та же картина с мясом. Если, по большому счету, разобраться, то цены на какие товары рекламируют ритейлы? Подсолнечное масло, цыплята–бройлеры, апельсины, крупы, чай, кофе... В перечне преимущественно завозной товар, который есть возможность купить где–то по дешевке. Низкой ценой на узкую группу продуктов просто заманивают покупателя, который потом вольно–невольно затаривает тележку доверху и всем остальным не только необходимым, но порой импульсивно — совершенно ненужным, зато уже по отнюдь не подарочным ценам.


Европейского лоска в сетях не получилось, да и удивлять ценами им нынче все труднее. Более того. Постоянно расширяясь, сетевые маркеты рьяно набирали работников. Но ни в одном объявлении я не видела в ряду требований к претендентам: «наличие специального образования». Брали всех. Потому что обслуживающего персонала нужно много и сразу, тут не до профессиональной выучки. Причем и текучесть кадров на таких предприятиях достаточно высока. А кадры решают хоть не все, но многое. Прибавьте сюда минимум сервиса. Ведь сетевые маркеты зачастую представляют собой склад–магазин, товар в зал выкатывают прямо в ящиках. И, по всей видимости, в том виде, в котором пришел.


Еще одна особенность сетей — совсем неприличная. Ценники тасуют, как карты. На прилавке читаешь — одна цифра, подходишь к кассе — совсем другая. Или вот новая мода: писать цену не за килограмм изделия, а за 700 граммов. Пока покупатель разберется, глядишь, и бросит в корзину таким чудным образом подешевевший деликатес. Со скидками тоже масса мистификаций. Товар «на акции» может оказаться... дороже, чем точно такой же в соседнем магазине. Ну а количество просроченного и непромаркированного добра не поддается даже приблизительной оценке — колбаса, мясо, конфеты, фрукты... Что делать? И как навести порядок в сети?


Компетентно


Валерьян Беспалый, начальник управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Министерства торговли:


— Наши проверки возымели действие. Одни сетевые магазины усилили административную ответственность сотрудников за просроченный товар, другие поощряют подарками покупателей, обнаруживших изделия с истекшим сроком годности.


Комментарий


Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Торговля должна быть сбалансированной по расположению гипермаркетов, супермаркетов, маленьких магазинов шаговой доступности, рынков и мелкой розничной сети. Нельзя сбрасывать со счетов интернет, за которым будущее. Все это должно служить достижению главной цели — предоставлению качественных товаров и услуг населению с минимальными издержками. Торговых сетей много, у каждой по 40 — 50 магазинов. Но, по большому счету, у всех одно и то же. И сказать, что они вырвались в лидеры по снижению цен, тоже нельзя. Почему? Торговое законодательство осталось у нас на уровне 1992 года. Нет антимонопольного закона, понятия недобросовестной конкуренции. Только с 1 июля 2014 года заработает закон о госрегулировании торговли и общественного питания, но его нужно наполнять еще рядом нормативных актов. А пока крупные сети получают совершенно необоснованные преференции и активно этим пользуются.


Советская Белоруссия №26 (24409). Вторник, 11 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter