Такой торг неуместен

О нарушениях в торговле

О нарушениях в торговле

На недавнем совещании по поводу состояния и развития потребкооперации Президент обратил внимание на проблемы торговли: «Думаю, нам надо серьезнейшим образом взяться за торговлю и изучить происходящие в ней процессы». Уже ни для кого не секрет: в стране происходит стремительное поглощение мелких магазинчиков крупным сетевым бизнесом. Формируется монополия со всеми вытекающими последствиями: диктовкой условий поставок, продажей лучших мест на торговых полках, бонусами, ограничением конкуренции. И при этом, что самое неприятное, роль Золушки отводится отечественным товарам. Все это ненормально и неправильно.


Вообще говоря, магазинов у нас немного. 466 квадратных метров на тысячу жителей. Европейский ориентир — не менее 600. Казалось бы, в чем проблема? Пусть строятся и развиваются новые торговые площадки. Что сейчас, собственно, и происходит. Да вот только активно разрастаются на нашем рынке преимущественно зарубежные ритейлеры. Не успеешь оглянуться, как какой–нибудь местный привычный гастроном–супермаркет вдруг меняет свою оригинальную вывеску на изрядно примелькавшуюся. Понимаешь: и сюда уже закинули сеть... Ежегодные инвестиции в торговлю Минска и страны исчисляются миллиардами долларов. Новомодные сети перешагнули 20–процентный порог доли рынка. Но что–то радости у покупателя не прибавляется. На явный перекос обратил внимание Президент: «Я уже предупреждал губернаторов, что за каждый гипермаркет ответят головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности».


Наши гипермаркеты напоминают огромную красочную коробку конфет: берешь в руки в предвкушении, что содержимое не менее прекрасно, чем форма, но открыл, а там — пшик, десять конфет на один зуб. Да и те «поседели»: покрылись характерным налетом просроченного какао–продукта... Так и тут: большие парковки, удобный подъезд, тележки прямо на улице — дословно списанная бутафория европейского лоска. Но стоит приблизиться к прилавку, сон развеялся — вот он, родной ненавязчивый сервис.


В минском сетевом гипермаркете, который ближе всего к моему дому, первым покупателя встречает фруктово–овощной отдел. Каждый раз, посещая его, не могу взять в толк: где поставщики берут самую страшную в стране свеклу и морковь? Да, апельсины–мандарины примерно вдвое дешевле, чем на рынке, но тут нужен острый глаз, чтобы отбраковывать гниль.


Мои личные ощущения подтверждает официальная статистика. С 1 июля минувшего года Торговая инспекция проверила 1.350 магазинов. Нарушения выявлены практически во всех. Главный санитарный врач Минска Наталья Жукова констатирует: несоблюдение санитарных норм выявляется при всякой проверке торговой сети города. Типичные огрехи: ненадлежащее санитарное состояние, несоблюдение температурных режимов, реализация продуктов с истекшими сроками годности. Тонны товаров снимаются контролерами с продажи, миллиардные штрафы платят ритейлы. Однако вряд ли это решает проблему. К каждому изо дня в день контролера не приставишь. Это сейчас торговые инспекции и санитарные службы активизировались. На носу чемпионат мира по хоккею, как бы перед зарубежными гостями не ударить в грязь лицом. По правде говоря, подобного бардака хватает и в других магазинах, но поскольку сетевые маркеты оперируют большим количеством товара, ведут агрессивную рекламную политику, привлекая покупателя супернизкими ценами, но в итоге не оправдывая ожиданий, то и претензий к ним накапливается больше.


Итак, что же мы получили, пустив к себе европейские технологии реализации товара? Конкуренцию? Безусловно, да. Но какая–то она, мягко говоря, с «душком». Может ли кто–либо сказать, что, зайдя в большой магазин, он покупает все, что хотел? Мне, например, иногда для торта нужны 33–процентные сливки. Ни в одном гипермаркете поблизости не могу найти. Точно так же будет озадачен покупатель, который ищет обезжиренное молоко или определенный сорт хлеба. «Самое распространенное нарушение в сетевых магазинах — несоблюдение ассортиментного перечня», — подтверждает начальник Торговой инспекции по Минску Наталья Василевская. Что касается промышленной группы, так тут и невооруженным глазом видно засилье импорта. А наше, порой не худшего качества и подешевле, — на складах.


Или вот нынче, например, во всей торговле проблема с сыром. Молока зимой традиционно мало, сыр сейчас хорошо продается в России. Как результат нет выбора на прилавках ни в обычных магазинах, ни в сетевых. А про цены уже и не говорю. Нынче сыр у нас дороже, чем во Франции, как деликатес. И пресловутые сетевые технологии не спасают. Ведь за счет чего снижают цены ритейлы? Порой буквально ставят на колени поставщиков, добиваясь максимальных скидок. А молочникам нынче зачем уступать в цене, если сыр гарантированно заберут за рубежом? Та же картина с мясом. Если, по большому счету, разобраться, то цены на какие товары рекламируют ритейлы? Подсолнечное масло, цыплята–бройлеры, апельсины, крупы, чай, кофе... В перечне преимущественно завозной товар, который есть возможность купить где–то по дешевке. Низкой ценой на узкую группу продуктов просто заманивают покупателя, который потом вольно–невольно затаривает тележку доверху и всем остальным не только необходимым, но порой импульсивно — совершенно ненужным, зато уже по отнюдь не подарочным ценам.


Европейского лоска в сетях не получилось, да и удивлять ценами им нынче все труднее. Более того. Постоянно расширяясь, сетевые маркеты рьяно набирали работников. Но ни в одном объявлении я не видела в ряду требований к претендентам: «наличие специального образования». Брали всех. Потому что обслуживающего персонала нужно много и сразу, тут не до профессиональной выучки. Причем и текучесть кадров на таких предприятиях достаточно высока. А кадры решают хоть не все, но многое. Прибавьте сюда минимум сервиса. Ведь сетевые маркеты зачастую представляют собой склад–магазин, товар в зал выкатывают прямо в ящиках. И, по всей видимости, в том виде, в котором пришел.


Еще одна особенность сетей — совсем неприличная. Ценники тасуют, как карты. На прилавке читаешь — одна цифра, подходишь к кассе — совсем другая. Или вот новая мода: писать цену не за килограмм изделия, а за 700 граммов. Пока покупатель разберется, глядишь, и бросит в корзину таким чудным образом подешевевший деликатес. Со скидками тоже масса мистификаций. Товар «на акции» может оказаться... дороже, чем точно такой же в соседнем магазине. Ну а количество просроченного и непромаркированного добра не поддается даже приблизительной оценке — колбаса, мясо, конфеты, фрукты... Что делать? И как навести порядок в сети?


Компетентно


Валерьян Беспалый, начальник управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Министерства торговли:


— Наши проверки возымели действие. Одни сетевые магазины усилили административную ответственность сотрудников за просроченный товар, другие поощряют подарками покупателей, обнаруживших изделия с истекшим сроком годности.


Комментарий


Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Торговля должна быть сбалансированной по расположению гипермаркетов, супермаркетов, маленьких магазинов шаговой доступности, рынков и мелкой розничной сети. Нельзя сбрасывать со счетов интернет, за которым будущее. Все это должно служить достижению главной цели — предоставлению качественных товаров и услуг населению с минимальными издержками. Торговых сетей много, у каждой по 40 — 50 магазинов. Но, по большому счету, у всех одно и то же. И сказать, что они вырвались в лидеры по снижению цен, тоже нельзя. Почему? Торговое законодательство осталось у нас на уровне 1992 года. Нет антимонопольного закона, понятия недобросовестной конкуренции. Только с 1 июля 2014 года заработает закон о госрегулировании торговли и общественного питания, но его нужно наполнять еще рядом нормативных актов. А пока крупные сети получают совершенно необоснованные преференции и активно этим пользуются.


Советская Белоруссия №26 (24409). Вторник, 11 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Надежда
Наши люди достаточно образованы, что бы не покупать просроченный товар. Стараюсь не забывать очки, когда хожу в магазины. А огромные залы с товаром- замечательное изобретение. Конечно хорошо когда рядом с домом есть и маленький магазинчик с продавцом за прилавком. Хотя здесь уже не повертишь и не почитаешь- что сунут в руки с тем и пойдешь и в чеке не почитаешь что и почем. Конкуренция решит все. Судя по тому, что вижу- людей тянет в гипермаркеты.
пенсионер
почему в чеке зашифрованная информация о товарах , цифры вместо перечня названия продуктов и напротив цифр уплаченная сумма , и вообще какая то чертовщина с вкладами в банках , выдают бумажку с едва читаемыми буквами вместо полноценных сберкнижек !?
Виктор
Гиппер, супер и пр. маркеты-это благо! Для нас покупателей. Просроченные товары-зло. Пусть борются соответствующие структуры. Конкуренция-благо. Она двигает прогресс. То, что поставщиков "душат". Это дело двусторонних отношений. У каждого своя выгода. Нормально. Рынок, есть рынок. Отвлекаясь, скажу, что поставщики, переработчики-далеко не бедные и не несчастные, как их тут пытаются представить. В отличие от тех же колхозников, за чей счёт они процветают. А вобще... Не надо за нас решать, что нам лучше, а что хуже. И навязывать. Мы сами разберёмся, если у нас будет выбор. Покупатель голосует ногами и деньгами. Судя по тому, что в "Евроопте", "Алми" и им подобных в прайм-тайм не пробиться от обилия покупателей, в отличие от "Продмагов",значит, вывод очевиден. И не надо на Президента, где надо, где не надо... Не тот случай. У нас послушаешь Минторг, Белкоопсоюз-всё жалуются, жалуются на жизнь... Потом оказывается... Пример. Те же автолавки в отдалённые деревни-"Евроопт" готов взять на себя! Так, ведь, не хотят отдавать! О скидках, акциях много писано-говорено... А резюме такое: нужно делать так, чтобы людям было удобно и хорошо.И прежде, чем принимать какое то решение, у них нужно спросить, чего бы они хотели. А не то, что думается и хочется чиновникам и тем, кто хочет тоже "прилепиться" и заработать. Конкуренцию продвигать и отстаивать!
Аноним
Минторг в современную структуру не вписывается,как и потребкооперация,для государства обуза,а значит можно их упразднить,при том,безболезненно,ведь и ,,Корона,, и Евроопт заявили о своей готовности взять сельскую торговлю на себя,так в чем дело? Научились все плакаться,пороть надо сих!
Петр,пенсионер
Полностью согласен с Виктором,да и в самой статье говорится,что цена на многие продуктовые товары на рынках в два раза выше,чем в сетевых магазинах и это давно уже замечено покупателями,мало этого так на рынке вам никто чека не даст и гарантий тоже.Эра колхозных рынков давно закончилась и сейчас на них мы не увидим селянина со своей продукцией с собственного подворья,а так хотелось бы.Ведь во многих странах Европы по воскресеньям или субботам на центральных площадях городов местные власти устраивают ярмарки фермеров и там можно купить все,что выращивается на собственном участке,а не от перекупщиков или переработчиков,что мы видим у себя на таких подобных "базарах".Наши же "колхозные рынки"(остался только бренд в названии) надо постепенно убирать и на их месте строить современные торговые центры,как, кстати, сделали в Польше. Магазинчики шаговой доступности(только не ларьки) надо обязательно оставить и обязательно без торговли спиртными напитками.За просроченный товар,товар ненадлежащего качества карать беспощадно и жестко применяя все доступные законные методы.
Дмитрий Краев
Изобилие и разнообразие в пупермаркетах это несомненный плюс для покупателя , но не проморгать бы тот момент, когда монополия разрастётся и проглотив конкурентов, начнёт диктовать свои условия. В том числе и ценовые.А возможности возврата назад уже не будет.Всё хорошо в меру.
Аноним
Зашел на сайт Гомельского Облпотребсоюза:<br />
Председатель правления облпотребсоюза<br />
Первый заместитель председателя правления <br />
Заместитель председателя правления <br />
Заместитель председателя правления <br />
Заместитель председателя правления<br />
Приемная Председателя Правления:<br />
Сектор по контролю и делопроизводств<br />
Ревизионная комиссия:<br />
Контрольно-ревизионный отдел<br />
Отдел кадров<br />
Сектор организации розничной и оптовой торговли<br />
Отдел непродовольственных товаров<br />
Отдел продовольственных товаров<br />
Отдел Общественного питания:<br />
Управление заготовок, рынков, ВЭД, промышленности:<br />
Отдел промышленности:<br />
Сектор по качеству и стандартизации<br />
Экономическая служба:<br />
Отдел капитального строительства, технического развития и транспорта
Виктор
А вот здесь трудно не согласиться с Дм.Краевым. Монополия-зло! Однозначно. Вот тут и нужна продуманная, повторюсь, продуманная и разумная политика Минторга. И магазины шаговой доступности нужны. Не будешь же за хлебом и молоком и пр. сиюминутным за "три-девять земель"... И по рынкам абсолютно согласен. На продовольственных - в основном "перекупы". То же мясо взять, фрукты. Овощи ещё куда ни шло, особенно в малых городах. А так... Пётр, пенсионер верно подметил. И что касаемо зарубежного опыта продажи своей продукции частниками и фермерами. Вот где поле деятельности для Минторга, а не борьба с ритейлерами.
Ляес
В нашем городе был замечательный магазин, его продали "Евроопту" и стала помойка. Ожидаем открытия еще одной еврооптовской помойки в магазине рядом. Покупателю не оставили выбора. Рядом с домом - одни "Евроопты"(
еврей
Прочитал комментарий и вспомнилась сказочка---,,Как один мужик десятерых генералов прокормил,, ,а судя по комментарию,тут этих самых,,генералов,, наберется до 50-и!!! Так,что мужику, пора бы уже и о себе подумать...
Аноним
Таки да, тонкий намек на большие обстоятельства....
Анатолий Николащенко
Ничего плохого не вижу в разрастании супермаркетов тем более с иностранными миллиардными инвестициями, которые сами идут к нам. Думаю, за этот формат торговли проголосует большая часть населения. А вот сохранять магазины шаговой доступности  нужно управленческими мерами (законы, льготы и т.д.).  Не могу согласиться, Аэлита, с вашим определением супермаркетов, как «красочную коробку, а внутри пшик». Все как раз наоборот: все есть, все доступно для покупателя и приемлемые цены. Кстати, и монополия легко регулируется. При желании чиновников. Если вы не можете понять, откуда страшная свекла и морковь да и другие овощи, ознакомьтесь с нашими овощехранилищами и объемами сгнившей продукции. Все станет понятно.  Да, с приходом европейских технологий мы получили не только конкуренцию, но и очевидные преимущества для населения, которых вы почему-то не хотите замечать. Все то, что с «душком» - результат слабой законодательной и правоприменительной базы, плохой работы контролеров торговой, санитарной и других инспекций. Засилье импорта из-за того, что наша продукция проигрывает по параметрам цена- качество (Об этом в каждом номере СБ) Да и Наталья Василевская подтверждает, что наше не хуже только «порой». То, что ритейлеры «ставят на колени поставщиков» это плюс для населения, а вот Минторг должен управлять торговлей также в интересах населения. Не соглашусь с вашим определением «огрехи». Это грубейшие нарушения санитарных правил и карать за них нужно по всей строгости. Особенно, если они выявлены повторно. Правда, тогда на селе придется закрыть все магазины и частные и потребкооперации. Там вообще не соблюдаются никакие правила. <br />
Мне сдается, Аэлита, в этой публикации вы выразили не совсем свое мнение, а указание начальства. Вот Виктор Маргелов, так мне кажется, подвел справедливый итог, «какой торг уместен». Год назад Президент высказал сомнение в целесообразности существования Минторга в структуре Совмина. Из публикации видно, что его деятельность на благо населения оставляет желать лучшего.
----7
Вы правы, Дмитрий, нельзя монополизировать рынок. А посему, необходимо отобрать монополию Потребкооперации, как на сельскую стационарную, так и разъездную торговлю. А магазинчики "под боком" останутся в любом случае. Ну не поеду же я, за пакетом молока на другой конец города в "Евроопт".
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости