“Такой поддержки мы ждали давно”

Реформирование — это процесс столь же постоянный, как и ремонт. Каркас, несущие стены остаются нетронутыми, а многие элементы, переставшие отвечать запросам времени, видоизменяются, наполняются новым содержанием, дорабатываются с учетом накопленного опыта. В Беларуси намечены шаги по совершенствованию “базового уровня власти”. Что пойдет легко, на что надо обратить первостепенное внимание?

Виктор Бурдей, председатель Летчанского сельского Совета Витебского района:
— Я не люблю делать долгосрочные прогнозы, но скажу, что указ Президента очень нужный. В нем подняты очень серьезные вопросы. Во-первых, определены дополнительные доходные источники для нашего бюджета. Добавлен налог на недвижимость с объектов незавершенного строительства. На территории нашего Совета есть и фермы недостроенные, и законсервированный корпус санатория “Летцы”. Пока не знаю, что мы получим от агроэкотуризма, желающих развивать сельский турбизнес еще не было. Но зона у нас курортная — леса, озера. Надеюсь, появятся. Что-то добавит и сбор с заготовителей дикорастущей продукции.
В нашем сельсовете проживает около 4300 человек, 31 населенный пункт. Социальные стандарты мы выполняем. С транспортом проблем нет благодаря тому, что проходит железная дорога Витебск — Полоцк, мы имеем четыре станции, хорошо работает и автопарк. Сельсовет один из первых в районе еще шесть лет назад приобрел компьютер, а сейчас нас полностью обеспечили оргтехникой. Главная проблема — водоснабжение, асфальтирование и ремонт улиц в деревнях, дорог между населенными пунктами. Благодаря принятому указу, надеюсь, произойдут подвижки. Дороги и коммуникации станут обслуживать специализированные организации. Ведь расходная часть нашего бюджета на 2007 год по благоустройству — всего 3 миллиона рублей и 26 миллионов — на уличное освещение. Это мало.

Илья ГЛУССКИЙ, председатель Любанского сельисполкома Вилейского района Минской области:
— Новый документ многое в принципах работы сельсоветов оставляет неизменным. Но есть в нем два момента, на которые я обратил внимание сразу же и искренне порадовался, что их решение закреплено законодательно. Это вопросы с водоснабжением сельских населенных пунктов. В двух крупных населенных пунктах — Порсе и Журихах — водопроводные сети находятся в собственности сортоиспытательной станции и СПК “Журихи”. Оба предприятия сельскохозяйственные, все денежные средства идут на развитие производства, а потому проблем с эксплуатацией и ремонтом сетей всегда много. Городское же предприятие водоснабжения в помощи не отказывало, но о расчете напоминало постоянно. Все понятно, заработанный рубль считает каждый. Но каждый должен заниматься своим делом. Водопроводные сети должны содержать и чинить специалисты, у них есть для этого и специальная техника, и мастера.
То же касается и содержания дорог на территории сельсовета. Теперь они перейдут в собственность дорожных предприятий. У председателей сельсоветов останется больше времени для живой, конкретной работы с сельчанами. Но есть проблемы, для которых можно было бы найти приемлемое решение. В первую очередь — это лимитирование средств на определенные статьи расходов. Нормы расхода бензина, например, доводятся без учета местных условий. Мне обязательно необходимо хотя бы раз в две недели побывать в каждом из 32 населенных пунктов моего сельсовета, а при необходимости и чаще. Не получается укладываться в отведенные бензиновые лимиты.

Василий ЕЛИСЕЕНКО, председатель Лепельского райсовета:
— В указе заложена правовая основа для создания при сельисполкомах звеньев и бригад по оказанию очень востребованных среди деревенских жителей услуг. И это важно. Совершенно новый подход, который, несомненно, укрепит авторитет самой близкой к людям власти: для руководителей предприятий, организаций, хозяйств, расположенных на территории Совета, обязательны решения, которые принимает сессия или исполком. И если они игнорируются, сельисполком может даже инициировать вопрос о несоответствии руководителя занимаемой должности. Да и штаты сельсоветов давно пора комплектовать исходя из реальностей. К примеру, на территории Домжерицкого сельсовета проживает около тысячи человек, а на территории Каменского — свыше трех тысяч. В штатах же обоих сельисполкомов — по три штатные единицы: председатель, секретарь, бухгалтер...

Иван Споткай, председатель Волосовского сельсовета Толочинского района:
— При назначении руководителей, заключении с ними контрактов далеко не лишним будет совет с депутатами. Ведь никто лучше нас не знает местных людей. Хорошо, что штатное расписание теперь можно будет изменять по решению райсовета. А то представьте ситуацию: трактор в сельсовете есть, а тракториста в штатном расписании — не предусмотрено... На территории нашего Совета — 25 деревень, почти в половине из них проживает менее десяти жителей, все пенсионеры. Они сегодня нуждаются в особом внимании. Дойти до каждого было очень сложно, пока в сельсовете не было машины. В конце ноября прошлого года 49 автомобилей в Витебской области в централизованном порядке были выделены сельсоветам, в том числе и нашему. Нынче появился у нас и новый компьютер. Мне кажется, для решения вопросов по благоустройству, обеспечению водой, канализацией, содержанию дорог и подобных проблем, которых немало пока на селе, надо при каждом сельсовете создать филиалы или участки жилищно-коммунальных служб по опыту агрогородков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter